DAZN: приливная волна или пузырь, который вот-вот лопнет?
Вне сомнения, есть основания опасаться катастрофы в недалеком будущем.
Если применять бизнесовую модель Netflix к весьма переменчивой и непостоянной сфере бокса, это будет очень рискованно, даже при самых благоприятных условиях.
Тот факт, что Геннадий Головкин подписал соглашение с DAZN, весьма благоприятен для болельщиков. Это начало пути к третьему поединку с Канело Альваресом, а также ко второй встрече с Дэниелом Джейкобсом и поединку с Деметриусом Андраде (правда, ценой потери возможности выйти на ринг с Джермаллом Чарло). Можно было бы поспорить о том, что, если бы Деонтей Уайлдер принял предложение, сделанное ему от лица стриминговой платформы, это тоже было бы замечательно для фанатов, поскольку это позволило бы провести крупнейший унификационный бой в тяжелом весе с Энтони Джошуа (хотя это закрыло бы для него возможности провести рематч с Тайсоном Фьюри).
Но могла бы DAZN, поймав на удочку столь редкий и дорогостоящий талант, погрязнуть под тяжестью своих собственных амбиций? Это вопрос, который необходимо задать в связи с тем, что компания начинает работу по реализации своей цели: стать аналогом Netflix в мире спорта. А затем последуют сообщения в духе «что же случится дальше» – в том случае, если им удастся построить империю, которая через какое-то время превратится в пыль.
Если просто суммировать цифры, есть все основания опасаться катастрофы в недалеком будущем. Только сделка с Канело Альваресом, подписанная в октябре прошлого года, предусматривает выплату 365 миллионов долларов в течение 5 лет. Это уже должно вызывать беспокойство с точки зрения финансов. С учетом того, что звездный мексиканский спортсмен зарабатывает примерно по 35 миллионов долларов за бой, а его престижный оппонент, скорее всего, надеется получить 3-5 миллионов долларов за поединок с ним, мы говорим о том, что как минимум 76 миллионов долларов в год уйдут только на Канело. Это означает, что приблизительно 633.000 подписчиков DAZN, которые платят по 10 долларов за одну подписку на 12 месяцев, покроют только расходы на бои Канело.
Далее, новый фактор игры DAZN – Геннадий Головкин, недавно подписавший контракт с платформой на три года, предусматривающий шесть боев. По разным оценкам, его суммарный гонорар должен составить от 60 до 100 миллионов долларов.
И, ходят слухи, что совсем недавно предложение от команды DAZN на 100 миллионов долларов за три боя получил чемпион WBC в тяжелом весе Деонтей Уайлдер.
Ели произвести самые простые и грубые подсчеты, то общий счет только на выступления Альвареса, Головкина и Уайлдера составит примерно 160 миллионов долларов в год, если каждый из спортсменов проведет по два боя. И это не считая гонораров оппонентов. Для этого необходимо 1.333 миллиона подписчиков на 12 месяцев, чтобы покрыть основные расходы на шесть боев. И эта сумма даже не включает в себя расходы на оппонентов, а также растущий реестр бойцов, в котором уже значатся имена Энтони Джошуа (его доля от показов в США), Дэниел Джейкобс, Деметриус Андраде, Александр Усик, Дмитрий Бивол, Джаррелл Миллер, Каллум Смит, Джош Келли, Дэниел Роман, Морис Хукер и Тевин Фармер. Также у платформы есть обязательства перед компанией Golden Boy Promotions (Давид Лемье, Джэйми Мунгиа, Райан Гарсиа и т.д.), Всемирной боксерской суперсерией и, в рамках сделки с Головкиным, перед GGG Promotions.
Также напомним, что этот подсчет не учитывает таких вещей, как зарубежные трансляции, спонсорскую поддержку (которая добавит деньжат в казну компании). Он сфокусирован только на бойцовских видах спорта, которые показывают в США. И, тем не менее, затраты на бокс – при отсутствии платных просмотров и только с одной фиксированной абонентской платой – огромны.
И хотя можно порадоваться такому вниманию к этому виду спорта, который все больше и больше становится маргинальным, на повестке дня остается вопрос о том, как же это все может удержаться на плаву?
Для спорта, который едва набирает два миллиона телезрителей на самые крупные бои на бесплатных телесетях, DAZN потребуется 2 миллиона платных зрителей каждый месяц просто, чтобы выйти на самоокупаемость. Можно ли ожидать, что аудитория болельщиков так сильно вырастет, что сможет покрыть эти расходы? Или, как во времена HBO/Showtime, все снова сведется к взиманию дополнительной платы за просмотр (и на этот раз она будет взиматься быстрее и раньше)?
Модель бизнеса Netflix, которую взяла за основу платформа DAZN, очень популярна среди инвесторов и потребителей. Эта модель опирается на масштабные траты в долг, на балансе у этого предприятия 12 миллиардов долларов долга по состоянию на сентябрь прошлого года, а также отрицательное сальдо наличности в размере 859 миллионов долларов за последний квартал 2018 года. Другими словами, модель Netflix пока не принесла успеха даже самим Netflix. Так что, если применять ее к весьма переменчивой и непостоянной сфере бокса, это будет очень рискованно, даже при самых благоприятных условиях. Окажется ли родительская компания платформы DAZN, Perform Group, столь же терпеливой в вопросах создания огромного долга на создание боксерского контента в погоне за прибылью на манер Netflix? Пара-тройка брутальных нокаутов могли превратить полмиллиарда долларов в активах в полмиллиарда долларов задолженности.
Есть и еще одна избитая истина: в связи с неправильной бизнесовой моделью, которая использовалась в боксе в последние десятилетия, родилась культура «робин-гудства», когда дело доходит до нелегальных трансляций. На каждое событие будут дюжины, если не сотни нелегальных трансляций, которые появляются в количества двух и более всплывающих окон на каждое закрытое. Даже если официальная плата представляет собой разумную сумму, незаконные инициативы никуда не деваются. Технологии развивались, и возникла субкультура, оправдывающая пиратство. Стриминговые платформы типа DAZN показывает программы как раз тем, кто предпочтет пиратские трансляции. Любой субъект с маргинальным ноу-хау по подключению и доступу к легальному контенту может распоряжаться этим контентом совершенно бесплатно.
Так что, несмотря на то, что заголовки выражают DAZN поддержку, а реакция клиентов на сегодняшний день является положительной, все же налицо признаки раздувающегося пузыря, который может в какой-то момент с треском лопнуть.
И если он лопнет – что тогда?
Еще одна компания, которая захочет вложить миллиард долларов в бокс, вряд ли появится. HBO больше не занимается боксом. И хотя Top Rank/ESPN, а также Premier Boxing Champions (Showtime/Fox), вне сомнений, заберут себе некоторых из самых ярких талантов DAZN, все же произойдет определенная реструктуризация боксерских гонораров. Либо будет возвращение к полноценной модели платных просмотров, которая и дальше будет выкачивать деньги из болельщиков и заталкивать этот спорт еще дальше, в отдельно стоящую узкую нишу.
И это не крики «волк! волк!», когда речь идет о пузыре DAZN, который может привести к печальным последствиям и для спорта, и для фанатов. Рынок, на котором сейчас ведущая позиция у предложения, т.е. у боксеров, может превратиться в рынок, на котором условия диктуют покупатели. Гонорары буду урезаны, а контент будет обходиться потребителям дороже.
Даже если DAZN ждет полный и оглушительный успех, бойцы все же могут попасть под сокращение зарплат, а фанатов могут попросить платить намного больше, чем сейчас. Потому что, опять же, вся эта модель, похоже, обречена на провал.
Недавнее решение компании о том, чтобы начать показывать рекламу на до этого свободных от рекламных роликов трансляций, является признаком того, что где-то в недрах DAZN существует беспокойство на тему того, как привлечь дополнительную выручку, чтобы вылезти из безнадежных долгов.
Непроверенные слухи об их недовольстве недостаточным количеством подписчиков совпали по времени с их внезапным ходом по привлечению дополнительных денег, чтобы подбросить дров в топку. Но даже если эти слухи не верны, исполнительный директор DAZN Джон Скиппер сообщил СМИ на пресс-конференции по поводу подписанного контракта с Головкиным о том, что у него был балл 3 или 4 по шкале от 1 до 10 по привлекательности подписанта для платформы. Это плохой признак, даже если за этим следует обещание «но я доберусь до десятки».
Также не следует списывать со счетов необходимость DAZN стать тем, что они агрессивно отрицают: компанией, которая собирает куш за реально крупные бои благодаря платным просмотрам. Те деньги, которые они обязаны выплатить своим звездам, вынуждают ввести платные просмотры, как единственную возможность выйти в прибыль.
На поверхности, десять долларов в месяц за весь контент, который предоставляет DAZN, это круто. Возможность увидеть топовых бойцов: Канело Альвареса, Геннадия Головкина, Энтони Джошуа и, с некоторой вероятностью, Деонтея Уайлдера при отсутствии дополнительной оплаты, это еще круче. Но надо опасаться тех вещей, которые слишком хороши, чтобы быть правдой.
Прямо сейчас, как политик, который жаждет привлечь к себе голоса избирателей, платформа разбрасывается деньгами и обещаниями. Но, по аналогии с политикой, может настать время, когда станет понятно, что выполнение этих обещаний никогда не входило в планы кандидата.
Автор: Пол Магно/boxing.com