В соответствии со словарем Мириам-Вебстер, определения искусства – это «что-то, созданное с воображением и мастерством, что является красивым и выражает важные идеи или чувства».
Подход покойного «Дымящегося Джо» Фрейзера, великого чемпиона в тяжелом весе , к боксу– подход честного трудяги – возможно, не смотрелся красиво в традиционном понимании этого слова, разве что в глазах тех, кто понимал, что левый хук абсолютного чемпиона из Филадельфии, был, в своем роде, выражением важных идей и чувств.
В эту субботу, в час ночи в Спортивном комплексе South Philly напротив XFINITY Live!, состоится торжественное открытие 3,65-метровой статуи Джо Фрейзера как главное событие дня Джо Фрейзера. Статуя изображает момент, когда Джо Фрейзер наносит свой коронный удар – самый главный в его карьере, тот самый хук, который отправил в нокдаун Мухаммеда Али в последнем 15-м раунде первого из трех их поединков, 8 марта 1971 года, в Медисон Сквер Гарден, в Нью-Йорке. Уже через несколько минут ему присудили единогласную победу, а бой немедленно получил звание «Бой Века». Статуя одновременно изящная, но лаконичная, как и человек, вдохновивший ее создателей.
«Я рос на улице и хотел запечатлеть дух этого города», объяснил скульптор Стефан Лейн, который получил этот проект ценой в $200,000 от первого скульптора, Лоуренса Ноулана, который умер в своем доме в Нью-Хемпшире 30 июля 2013 года, меньше чем через месяц после того, как удостоился этой чести.
«Этот удар заставил меня задуматься о тех, кто совершает паломничество к статуе Рокки, которая показывает боксера в момент славы, когда его руки подняты в победном жесте.
Но я подумал, что Джо Фрейзера лучше изобразить в момент жаркой битвы. В этой позе видно достижение результата, видно, чего он добился. Он в процессе своей работы. Я всегда поражался, пересматривая видеозапись снова и снова: когда Джо нанес тот удар, а потом отвернулся и пошел. Он не делает из этого ничего особенного. Что-то вроде голубого воротничка, «я сделал свое дело», что-то в этом духе. Мне это показалось очень интересным».
Он родился в Бофорте, 13-й ребенок Рубина и Долли Фрейзер, сын нищих рабочих-мигрантов. Он приехал в Филадельфию в возрасте 15 лет с неукротимым желанием работать и хуком, который мог разрушить кирпичную стену. Он привык выигрывать трудно, но 67-летний Фрейзер, который умер 7 ноября 2011 года от рака печени, не знал, что одна из самых сложных битв произойдет уже после его смерти, когда будет приниматься решение о том, где, когда и как статуя, посвященная его карьере и достижениям, сможет стать реальностью.
В городе, в котором полно бронзовых статуй его спортивных героев, таких как Рич Эшберн, Стив Карлтон, Майк Шмидт, Робин Робертс, Бобби Кларк, Гэри Доернхофер, Чак Беднарик, Уилт Чемберлен, Юлиус Эрвинг и Джоуи Гиарделло, задержка в установке достойного памятника Фрейзеру вызвала оцепенение у болельщиков. И только 12 января 2012 года, когда Фрейзеру исполнилось бы 68, Джо Хенд-старший посоветовал дочери Джо, муниципальному судье Жаклин Фрейзер-Лайд и ее мужу Питеру Лайду перейти от слов к действиям.
«Я планировал, что моя семья заплатит всю сумму», – сказал 79 летний Хэнд, член Cloverlay, Inc, которая поддерживала Фрейзера в его карьере после того, как он выиграл золотую медаль Олимпиады-64 в Токио в тяжелом весе и оставался непобедимым до тех пор, пока не проиграл титул Джорджу Форману 22 января 1973 года на Ямайке. «Я заключил сделку с Cordish family, строителями XFINITY Live!, чтобы поместить статую напротив них, так как считал территорию их собственностью.
Потом мне позвонили из Архитектурного Комитета и Комитета по планированию и объяснили, что Phillies, Eagles, Sixers и Flyers не являются владельцами этой территории. Им принадлежит 99% земли в городе. Если бы я хотел поставить статую Джо в XFINITY Live!, это должны были бы одобрить в ратуше». Легче сказать, чем сделать.
«Было много суеты», – вспоминает Хэнд.
Ситуация начала запутываться, когда дети Фрейзера, а их 11 человек от разных жен, захотели принять участие в процессе. Это была классическая ситуация, когда «у семи нянек дитя без глазу».
Но цель была у всех одна, и медленно, но верно, бюрократический клубок начал распутываться . Неожиданная смерть Ноулана снова задержала проект, но Лейн,48-летний выпускник Пенсильванской академии изобразительных искусств , который сам боксировал в молодости, вошел в проект и ускорил дело. Немало помогло то, что одна из дочерей Фрейзера, Виата Фрейзер Коллинз, оказалась очень спокойной, и успокаивала всю большую семью.
«Некоторые из детей Джо приходили ко мне в студию несколько раз, и у них было свое мнение», – сказал Лейн. «Но Виата Коллинз взяла управление на себя и стала посредником между мной и другими членами семьи. Она говорила мне все, что думали братья и сестры, и с ней было приятно иметь дело. Я рад, что мне не пришлось работать с каждым из них лично, не потому, что их идеи были неудачными, а потому что это бы сильно затянуло процесс».
«Там было очень много сложных моментов – от проблем с властями Филадельфии до смерти изначального скульптора. Нас ждали преграды, но мы справились», – сказала Коллинз.
А что сейчас?
«Когда я увидела законченную статую, у меня выступили слезы», – сказала Коллинз. «Это великолепно. Это идеально. Так, как и должно быть».
Не то, чтобы статуя, хоть и впечатляющая, – это конец проекта. Коллинз заметила, что в отличие от родного города Али в Луисвилле, штат Кентукки, где был построен многомиллионный центр Мухаммеда Али, «в Филадельфии нет ни школ, ни библиотек, ни улиц, названных в честь моего отца. Поэтому в начале года я открыла некоммерческую организацию, которая называется «Наследие существует». Это стипендиальный фонд имени Джо Фрейзера, который делает все, чтобы молодое поколение знало, кто такой Джо Фрейзер и что он сделал. Мой отец был прекрасным отцом. Я была папина дочка, и в моих глазах он всегда был и будет героем».
Дымящийся Джо – герой в глазах бывшего чемпиона в полутяжелом весе Бернарда Хопкинса, который внес значительную сумму на возведение статуи, вместе с Хэндсами, Кордишами и Джерри Перенчио, который организовал первую встречу Али с Фрейзером.
«Я считаю, что если делать все, чтобы было сделано то, что правильно, то все получится», – сказал Хопкинс. «Учитывая, какое наследие оставил этот человек, что он дал спорту и этому городу, эта статуя не могла не появится. Я рад, что она, наконец, здесь. Лучше поздно, чем никогда. Моя следующая цель – использовать часть моих ресурсов, чтобы превратить зал его имени (в данный момент там дисконтный мебельный магазин на North Broad Street) в клуб. Это место – историческая достопримечательность. Все должны уважать Джо и его наследие. И мы должны передавать его наследие дальше».
Новости бокса, лучшее видео бокса от Колесникова
в
Джо Фрейзер – это замечательный спортсмен!
А вот в Детройте открыли скульптуру Сатаны!
http://fogohogo.livejournal.com/172345.html
И туда мы не поедем…