Две крупнейшие федерации, отвечающие за все процессы в мировом боксе, а именно AIBA (Amateur International Boxing Association) – мировая федерация боксеров-любителей, и WBC (World Boxing Council) – значительнейшая мировая организация боксеров-профессионалов, десятилетиями после Второй Мировой пытались создать канонический список наилучших боксеров всех времен и народов.
И вот, наконец, в 2015 году этот список появился:
1. Пейсирод Великий, пятикратный олимпийский чемпион, V век до рождества Христова, Родос, Эллада.
2. Ласло Папп, трехкратный олимпийский чемпион (1948, 1952, 1956), первый восточно-европеец – чемпион мира среди профессионалов, Венгрия.
3. Кассиус Клей (или Мохаммед Али), олимпийский чемпион 1960, легендарный суперчемпион-профессионал в тяжелом весе, США.
4. Теофило Стивенсон, трехкратный олимпийский чемпион (1972, 1976, 1980), Куба.
5. Рэй «Шугар» Леонард, олимпийский чемпион 1976, лучший в истории боксер-профессионал в нетяжелых весах, США.
6. Джордж Формен, олимпийский чемпион 1968, один из двух вечных соперников Мохаммеда Али в супертяжелом весе среди профессионалов, США.
7. Майк Тайсон, последний из вошедших в легенду профессионалов-сверхтяжеловесов, США.
8. Джо Фрейзер, олимпийский чемпион 1964, один из двух (с Джо Формэном) культовых противников Кассиуса Клея в сверхтяжелом весе среди профессионалов, США.
9. Валерий Попенченко, СССР, олимпийский чемпион 1964, возможно, самый техничный боец в истории любительского бокса вообще.
10. Феликс Савон, трехкратный олимпийский чемпион (1992, 1996, 2000), Куба.
С составлением списка изначально возникло немало проблем. Не будем забывать: помимо противоречий промежду двумя вышеупомянутыми федерациями, то есть трудностей субъективных, есть и трудности объективные.
В боксе сверхъярких имен за двести, почитай, лет было очень много, а критерии отбора неясны. Классификаторы расширили и временные рамки – более – и изрядно! – нежели чем на две тысячелетия.
Приведенный выше список боксеров – не абсолютен. Он носит явные следы взаимных уступок, следы компромисса.
Во-первых, компромисса в пользу, так сказать, бокса любительского, в пользу AIBA (см. выше).
Обратим внимание на явный акцент в сторону культового турнира любителей, в сторону Олимпийских Игр. Девять из десяти лучших – олимпийские чемпионы – все, кроме Майка Тайсона. Кроме того, оказано – и это тоже в пользу любителей – уважение боксерам, кои не были профессионалами.
И ежели Пейсирод (во времена античные) и Попенченко (в 60-е гг. века ХХ) не могли ими быть, то оба кубинца (Стивенсон и Савон) принципиально отказались переходить на профессиональный ринг, полагая сие изменой идеалам кубинской революции.
Однако ж, заметно влияние и кругов, представляющих бокс профессиональный, прежде всего WBC (см. выше). Показатель сего следующий: очень щедро представлены тяжеловесы. Их аж шестеро: и лишь Папп, Попенченко и Леонард надлежат к весам сравнительно легким (вес Пейсирода Великого нам неведом – да и в античности он никакой роли не играл, поскольку весовых категорий не было).
Другой показатель заинтересованности кругов, представляющих интересы профессионального бокса непрямой, а как бы косвенный, я бы выразился точнее – побочный.
Именно в спорте – отдадим должное – впервые после Второй Мировой заговорили о расовых различиях как существеннейших, не боясь обвинений в расизме и отсутствии политкорректности.
Прямо сказано, что мощнейшее негритянское продвижение в спорте высших достижений никак не сказалось, скажем, в плавании. Сколь-нибудь значимых негров-пловцов просто нет!
С другой стороны ясно, что в беговом спринте ямайские и американские негры вне конкуренции, точно так же, как кенийцы и эфиопы – в беге на длинные и средние дистанции. Какой-то американский легкоатлетический журнал даже пошутил: «Классный белый бегун – это нонсенс».
Так вот, в боксе – и прежде всего в боксе профессиональном – доминирование черных боксеров вне всякого сомнения. Вот и в нашем списке боксеров белых – лишь двое (Пейсирод и Попенченко). Американцы и кубинцы – все семеро – черные; к цветным авторами списка отнесен и венгерский цыган Ласло Папп.
Впрочем, в плюс авторам списка надо поставить тот факт, что толкуя о боксе, то бишь о виде спорта, в коем доминирование Штатов несомненно, они включили в сей список лишь пятерых американцев. Более того, многие отмечают, что в сегодняшнем мире идет непрекращающаяся травля социалистического спорта, его традиций и достижений. С ума сойти!
Так называемые историки спорта прямо-таки с грязью смешали величайшую спортивную державу ХХ века –Германскую Демократическую Республику. А ведь спортсмены ГДР на Олимпиадах – как летних, так и на зимних – на равных сражались с мировыми спортивными сверхдержавами – и державами вообще – СССР и США.
И вот авторы нашего списка включили в оный представителей четырех стран социалистического лагеря. И даже умудрились венгра Ласло Паппа поставить выше Кассиуса Клея, который сам по себе – и как Кассиус Клей, и позднее, по переходу в ислам, как Мохаммед Али – был и есть знамя американского спорта. К тому ж Кассиус Клей был ярчайшим активистом многолетней антисоветской кампании, развернутой Вашингтоном против Москвы в связи с событиями в Афганистане.
Что до Ласло Паппа, то он один из немногих венгров, продолжавших после 1956 выступать за национальную сборную: а потом еще лет сорок тренировал эту самую сборную, воспитав двенадцать олимпийских чемпионов!
При подобном раскладе первое место в списке Пейсирода – меня не изумляет.
Первый триумф Пейсирода
А, впрочем, многим кажется странным, что спортсмен из глубочайшей древности поставлен выше, нежели боксеры из века ХХ. Однако я берусь доказать, что составители списка правы.
Пейсирод – пятикратный олимпийский чемпион, а, стало быть, более двадцати лет, начиная с возраста шестнадцатилетнего, Пейсирод – доминировал в кулачном бою. Пейсирод – не боксер, он кулачный боец – πυγμάχος, а это разные виды спорта.
Процитирую себя самого годичной давности: «А ведь бокс тогда был не нынешний, никаких раундов, перерывов, ограничений во времени, прочих побед по очкам. Вышли двое и дерутся, пока один не упадет, то есть нокаут. Иначе как нокаутом Пейсирод Великий и не выигрывал: нельзя было. Кроме того, ведь и перчаток-то никаких не было: наматывали на руки кожаные ремни, а по центру кулака – здоровенная медная бляха» (Янис Тиктопулос. «Против Великого Бату-хана». Афинский курьер. 6.04.2014).
Пейсирод полагался бойцом богоизбранным, любимцем богов.
В 16 лет он начал подготовку к своей первой Олимпиаде: древнегреческие спортсмены отгораживались от мира ровно за год до Олимпийских Игр, и посявящали себя – ПОЛНОСТЬЮ! – тренировкам.
На первой Олимпиаде Пейсирод считался одним из двух сверхфаворитов: вторым был двадцатилетний Клеомед Косский, ближайший родственник олимпийского чемпиона по риторике (были соревнования по риторике!) Гиппократа Косского; да-да, того самого величайшего асклепиада. Число заявленных участников оказалось нечетным, и первые два круга плюс четвертьфинал (применим сегодняшнюю терминологию – Я.Т.) один из участников шел без боя, по жребию. Все три раза избранником жребия оказался юный Пейсирод! Клеомед же провел три боя. В полуфинале жребий разводит двух наших героев, и Клеомед побеждает в двухчасовом тяжком бою.
На свой полуфинал выходит Пейсирод, это – по сути – его первый бой. Но противник Пейсирода столько напропускал в четвертьфинале, что на полуфинал просто и выйти-то не смог. И Пейсирод оказался в финале, не проведя ни единого боя: это ли не любимец богов?!
Финал вошел в мировую историю. Под палящим зноем Клеомед и Пейсирод утюжили друг друга более пяти! часов. Оба были залиты кровью! Элланодики (хоть сего и не предполагалось) были просто вынуждены прерывать ход боя (воистину – боя). Наконец Клеомед безо всякого удара просто рухнул, едва не бездыханный.
Клеомед Косский олимпийским чемпионом не станет. Он уйдет из спорта после этого боя. А вторых (так сказать, «серебряных призеров») в спорте древних эллинов не было. Либо ты чемпион (Πρωταθλητής), либо вообще никто.
А, впрочем, в истории Клеомед остался: вот, пишу же о нем. Пейсирод же начал свой победный путь.
Пейсирод вошел в историю не только благодаря пяти олимпийским победам: происходил он из сверхуникальной спортивной семьи. Его дедом (отцом матери) был величайший – до самого Пейсирода – греческий кулачный боец, трехкратный олимпийский чемпион Диагор Родосский (сам Пейсирод также родился на Родосе).
Мало того. Трое сыновей Диагора Родосского – дядья Пейсирода по матери – а именно Агесилай, Дамангитос и Дореас также стали олимпийскими чемпионами; Агесилай – в кулачном бою, двое прочих – в панкратионе.
Олимпийским чемпионом в кулачном бою был и отец Пейсирода, Каллианактис. Наконец, олимпийскими чемпионами были двоюродный брат нашего заглавного героя Эвклеас, и даже муж сестры Пейсирода (вот имени зятя-то я, к сожалению, не нашел).
Но и этого мало: двоюродный брат матери Пейсирода (стало быть, двоюродный дядя) также олимпийский чемпион; по риторике. Величайший греческий поэт Пиндар.
Мать Пейсирода, Каллипатера, также явление запредельное. Не только в силу родственных связей совершенно немыслимых, нет. Каллипатера все эти годы тренировала своего Великого сына! На полном серьезе, официально. Каллипатера годами жила в Олимпии, куда греки обычных женщин и вообще-то не допускали. Многое ей дозволялось, многое прощалось… Однако один-единый раз и жизнь Каллипатеры висела на волоске.
Не хочу сказать, что в мире имя Каллипатеры широко известно: но вот трагическую историю с ее присутствием на Олимпийских Играх – уверен, знают все мои читатели.
Во время одной из своих победных Олимпиад Пейсирод побеждал с немалым напряжением сил. Пейсирод все бои в своей долгой спортивной жизни выиграл. Вот Вам и еще аргумент в его пользу: и у Ласло Паппа, и у Мохаммеда Али поражения были! Однако на той Олимпиаде, о коей мы сейчас толкуем, победы давались нашему герою тяжко. Он еще и до того что-то сильно болел, а во время Олимпиады расхворался не на шутку.
Вроде Пейсирод сие скрывал, и даже от матери, но ведь и победы давались натужно. Впрочем, от матери ничего не скроешь.
Когда Пейсирод прошел в финал, Каллипатера решила присутствовать на этом бою. Женщины и до того проникали на Олимпийские состязания. Наверно, кто-то из них проскочил незамеченной; но те из оных, кои попались, были по приговору элланодиков засечены розгами насмерть. Зная об этом, Каллипатера все же одела мужской хитон и проникла на стадион.
Финал, однако, длился недолго: на первых же минутах Пейсирод мощнейшими ударом повалил противника. Не сдержав ликования, Каллипатера выскочила на арену, и принялась обнимать и целовать сына. Храбрая гречанка была схвачена и немедля приговорена к розгам – до испускания духа.
Муж Каллипатеры, Каллианактис, и сын, то бишь Пейсирод, несколько дней стояли на коленях в центре Олимпии, вымаливая жене и матери прощение.
Поначалу Элланодики были непоколебимы. Однако чрез несколько дней один из них взял на себя функции адвоката Каллипатеры. Сей элланодик возмущенно вопрошал, а имеют ли право здесь, в Олимпии вообще судить (не то, что насмерть засечь!) Каллипатеру?! Ведь оная Каллипатера – дочь, жена, сестра, мать, тетка и даже теща олимпийских чемпионов!
В семье Каллипатеры было ни много, ни мало, а цельных 15 лавровых венков олимпийских чемпионов. И Каллипатере элланодики сохранили жизнь.
P.S.1.: В заключение – два уточнения.
Убежден, средь моих читателей сыщутся люди знающие – и дотошные, кои попрекнут: Янис Тиктопулос-де толкует о знаменитой Ференике, а именует ее Каллипатерой.
Нет, я прав. Путаница у историков: мать Пейсирода и в самом деле Каллипатера, а Ференика – ее родная сестра, дочь Диагора Родосского и мать Эвклеаса (см. выше).
P.S.2.: Кулачный бой во времена древних эллинов отнюдь не полагался занятием для тупых: двукратным олимпийским чемпионом был гениальный мистик и математик Пифагор. Одна победа-то в риторике, но Пифагор был и олимпийским чемпионом в кулачном бою! И Пейсирод Великий занимался – формальной логикой: даже труды какие-то писал.
Правда, злопыхатели твердят, что работы не очень-де сильные…
Повторяю: боксер, пятикратный олимпийский чемпион по кулачному бою, работы по формальной логике писал! А потому тем доброхотам Кличко-старшего, которые оправдывают ахинею, что несет нынешний мэр Киева тем, что его, дескать, всю жизнь «негры» по голове били, след попризадуматься.
Янис Тиктопулос, mk.ru