Ему 44 года. В клетку или ринг он выходит с частотой, которой любой молодой позавидует. Он брутален, почти все его тело покрыто татуировками. Среди которых затерялась маленькая белая кошечка “Hello Kitty”. Он не суеверен, но перед каждым боем его дочка красит ему ногти – на удачу. Джефф Монсон – один из самых запоминающихся бойцов в истории смешанных единоборств, которого так полюбили в России после его боя с Федором Емельяненко. И который так располагает к себе. В чем убедился и “МК“.
Темный коридор тренировочного зала “Оплота”, что в Москве. Воскресенье, выходной день. Надвигающийся большой силуэт немножечко пугает, но быстро понимаешь, кто это. Джефф Монсон, еще даже не дошедший до раздевалки, идет и разминается. Прихрамывает, но активно крутит руками и головой в разные стороны. Он прилетел 18 часов назад, успел за это время выиграть бой, передохнуть и заново приступить к тренировкам.
Местные бойцы, во главе с Алексеем Олейником, разбирают зал после прошедшего турнира. Монсон увидел это, прекратил разминку и отправился помогать таскать спортивный инвентарь. Ему говорят: Джефф, спасибо, но иди в клетку, мы справимся сами. Вы думаете, он их послушал? Пока он не помог, в клетке он так и не оказался.
Он – феноменальный человек и боец. Погрязший в травмах, он практически не может сидеть. Почти все наше интервью он провел стоя на коленях на стуле и облокотившись на стол. Однако, стоит ему разогреться, как в клетке – уже совершенно другой Джефф. Не хромающий и не держащийся за спину, а раз за разом бодро делающий свои проходы боец. Как – загадка.
… И вот, после тяжелой тренировки, он делает первый шаг из клетки – и вновь хромает. Но заранее намеченное общение не отменяет, как бы тяжело не было. И, заказав в ресторане овощи и курицу на гриле, с двумя стаканами горячего молока (!), положив на стол телефон в розовом чехле, Монсон терпеливо принялся отвечать на многочисленные вопросы…
“Единственное, чем я могу помочь Донбассу – гонораром за бой”
Джефф, насколько я знаю, ты не смог прилететь вовремя из-за какого-то инцидента…
Это была действительно сложная ситуация. По дороге в аэропорт, машина из другого ряда стала перестраиваться и столкнулась со мной. Моя машина всмятку, но я не пострадал. А вот второй водитель попал в больницу с переломом лодыжки… Из-за аварии пришлось поменять билет на рейс, и единственный ближайший был на следующий день. Поэтому я прилетел в пол 7-го вечера, а бой был уже в 11…
Насколько тяжело было в такой ситуации выходить в клетку?
Мне это как раз было удобно! Я прилетел и у меня еще не успела начаться акклиматизация. Как-будто бой был днем! Вот если бы это было на следующий день – было бы сложнее. Да и ребята из “Оплота” меня разогрели очень хорошо.
Собственно, поделись своим мнением касательно боя.
Сначала я был немножко растерян и пропустил несколько ударов, но потом смог перевести бой в партер. Там уже почувствовал уверенность в себе, и несмотря на удары по голове, которые я в принципе не особо чувствовал, сделал то, что должен был сделать.
Что ты думаешь об акции “Оплота” “За мир на Донбассе” и как пришла в голову идея пожертвовать свой гонорар детям?
Ситуация на Донбассе ужасная. К сожалению, я не могу помочь политически, сделать так, чтобы война закончилась. Единственное, что я могу сделать, это помочь людям, которые пострадали. Я просто решил поддержать кампанию “Оплота” и сделать свой вклад в виде гонорара за бой.
Что планируешь успеть сделать во время этого, очередного приезда в Россию?
О, это будет очень насыщенная программа! Вчера был бой, вечером еду на семинар в Псков (интервью с Джеффом состоялось 22-го февраля), потом возвращаюсь в Москву и провожу встречу со студентами, затем семинар в “Оплоте”, который также будет благотворительным, а 28-го февраля будет мой бой в Ярославле. После него возвращаюсь в Москву, провожу еще один мастер-класс и улетаю. Время забито полностью!
А как в связи с этим ты тренируешься? Возраст вносит какие-то коррективы в процесс?
В связи с возрастом самое главное в моих тренировках – хорошо разогреться. Поэтому у меня всегда все вперемешку: джиу-джитсу, борьба, бокс. Также часто плаваю и работаю с “железом”.
23 февраля Джефф Монсон возложил цветы к Монументу 6-й роты псковской дивизии ВДВ.
“Проигранный бой за чемпионский титул UFC не пересматриваю до сих пор”
Ты очень часто проводишь бои. Как удается выдержать такой темп?
Я сам понимаю, что моей карьере осталось мало времени, поэтому я пытаюсь выступать как можно чаще. Мне нравится сам процесс соревнований, и я до сих пор нервничаю перед каждым боем. Всегда думаю: а что если это моя последняя схватка? Но пока я могу, я дерусь.
Джефф, опиши свою карьеру бойца тремя словами: до 30 лет, с 30 до 40 лет и сейчас?
(задумался) Наивный… Захватывающе… Решительный.
Назови самые главные бои в своей карьере и почему именно они?
Ты никогда не забываешь те поединки, которые ты проиграл. Но есть два самых важных. Первый – этой бой против Тима Сильвии, за пояс чемпиона UFC. Я не понял, что я сделал, почему я проиграл… Я был настроен только на победу. Свои ошибки я не понял до сих пор. И я больше никогда не пересматривал тот бой, мне это очень неприятно. А второй проигрыш: против Федора Емельяненко. С одной стороны он мне просто запомнился тем, каким он был тяжелым, а с другой стороны этот поединок открыл мне путь в Россию.
Расскажи о своих отношениях с соперниками.
К каждому, с кем я выхожу драться, я испытываю уважение. Я никогда ни на кого не обижаюсь. Более того: после боя с Тимом Сильвией мы с ним вместе тренировались. С Федором после боя мы подружились, а Рой Нельсон, через две недели после нашего с ним боя, был моим секундантом в Японии! Я со всеми стараюсь дружить. Почему мне и нравятся смешанные единоборства: здесь все друг друга уважают, тепло относятся и все очень позитивно.
Кого бы ты предпочел видеть по ту сторону ринга: профильного боксера или борца?
Борца. Я люблю борьбу. На бокс я больше предпочитаю смотреть (улыбается).
Ты когда-нибудь отказывался от поединка?
Не было таких ситуаций.
Тебе предлагали сдать бой и проиграть?
Да, такие предложения неоднократно поступали, но каждый раз я отвечал отказом.
Ты тяжело переживаешь поражения или возникает желание поскорее вернуться в клетку и реабилитироваться?
И то, и другое. Я всегда сильно расстраиваюсь, но единственный способ пережить эту горечь поражений: пойти и подраться снова.
Каждая твоя победа – это очередной пунктик в личную статистику или же отдельная маленькая история?
Никогда в жизни меня не интересовала личная статистика. Каждый раз я это делаю для себя, и каждый раз задаюсь вопросом: что я мог сделать, чтобы бой прошел еще лучше. Я стремлюсь к совершенству.
Лично для себя ты определился, когда надо будет сказать себе “хватит”?
Я дал себе еще два года. За это время я должен стать еще лучше. Мне не достаточно быть просто хорошим бойцом ММА или получать за бои хороший гонорар. Все, к чему я стремлюсь – это стать лучше. Пока позволяет мое физическое состояние, я буду выходить в клетку. Думаю, это как раз примерно два года.
“В России я больше всего люблю ее людей”
Что помимо прямых навыков тебе дала школа борьбы?
Борьба – это как жизнь. Там такие же проблемы. Все пытаются тебя победить. И у тебя только два варианта: либо забить на это все, либо идти дальше и до конца, чтобы становиться все сильнее и сильнее.
В нескольких боях ты не стремился переводить дело в партер. С чем это связано? С желанием продемонстрировать навыки в стойке или что-то еще?
Я помню только одну такую схватку. Я дрался с чемпионом мира по джиу-джитсу и знал, что я боксирую лучше. Вот тогда я не хотел оказаться в горизонтальном положении. Но это был единственный раз.
Что ты можешь ответить тем, кто заявляет, что процесс борьбы и партера в ММА – скучный и для зрителей гораздо интереснее бой в стойке?
Если зрителям не нравится, пусть тогда ходят на бокс. Все единоборства прекрасны, а ММА их всех объединяет. Очень захватывающе, когда ты можешь победить и в стойке, и в партере, разве нет? И потом, ты каждый раунд начинаешь со стойки и можешь все начать заново.
Джефф, совсем недавно еще шла “борьба за борьбу”: этот вид спорта могли исключить из программы Олимпиады-2020. Удивило ли тебя это?
Организация борьбы в Олимпийских играх сама по себе очень неприятная. Постоянно меняются правила, и связано это с политикой. Но когда дело дошло до вопроса об исключении борьбы, это пошло ей только на пользу! Ее в итоге не исключили, а только подняли интерес у простых зрителей! Получилось, что это стало хорошим рекламным ходом.
Как считаешь, важно, чтобы борьба осталась в программе ОИ в плане традиций?
Борьба – это первый вид спорта, который появился на Олимпиаде в Древней Греции, она должна оставаться всегда. Борьба хороша тем, что даже если ты родился в бедной семье или стране, то ты можешь ей заниматься. Тебе не нужно искать футбольный, баскетбольный или волейбольный клуб и платить деньги за занятия там. В борьбе тебе нужен только мат и все. Никакой экипировки и затрат. Ты хочешь заниматься спортом? Занимайся.
Раз уж мы заговорили о традициях, расскажи о своих. Уверен, накрашенные ногти – далеко не единственная.
Ну, про ногти ты уже знаешь: дочка накрасила мне ногти, а я так вышел на бой и выиграл его. Так это и стало доброй традицией. А вообще я против всех этих предрассудков. Ты должен фокусироваться только на своих способностях и способностях соперника. И никакие высшие силы не помогут.
А какую бы главную традицию ты выделил в России? Нестандартную: не водку, медведей и балалайки…
Для меня Россия это в первую очередь российские люди. Я уже побывал во многих городах, и все они очень красивые. Я это понимаю. Но главное для меня здесь – народ. Сколько раз я сюда приезжал, сколько с русскими общался – как дома себя чувствую.
“Не хочу давать людям возможность решать за всех”
Джефф, всем известны твои политические взгляды: ты убежденный анархист и антифашист. Но расспрашивать тебя об этом было бы некорректным, так как я сам ничего не смыслю в политике. Поэтому: мне, как не знающему, чтобы ты мог рассказать об этой отрасли?
Все, что мы делаем в нашей жизни: медицинские услуги, получение документов и тому подобное – все завязано на политике. Все социальные и экономические проблемы решаются политикой. А делает ее небольшая кучка людей, за которых ты голосуешь. Я не хочу давать этим людям возможность решать за всех. Они думают не о людях, а о том, как бы остаться при власти. Для них это главное. Почему мне кто-то со стороны должен говорить, что мне делать, а что нет? Я против этого.
То, что происходит сейчас в мире – это вина политического режима?
Да. Это борьба. А борьба, как я считаю, должна быть только в ринге. Ты поборолся там, пожали друг другу руки и пошли домой. А в политической борьбе, после одной проблемы сразу наступит другая. И это не закончится никогда. Если кто-то в политической гонке побеждает, то другой – проигрывает. А значит те, кто не проголосовал за победителя в итоге пострадают…
К сожалению, борьба происходит не только в ринге. На примере того же Донбасса… Скажи, как мы, обычные люди, можем помочь тем, кто страдает из-за войны?
Мы можем все изменить, если будем сплоченными. Всю работу в мире делаем мы. Когда какой-либо президент говорит, что он построит три новые фабрики, это не значит, что он будет строить. Он скажет: “Постройте три новые фабрики”. А мы будем строить. Мы готовим еду, мы моем полы, все делаем мы. В какой-то момент шли протесты: о правах женщин, о правах темнокожих, об однополых браках… И в итоге же они добились своего. Просто потому что появились несогласные, а затем сплоченные люди. Правительству пришлось согласиться. Поэтому я убежден: вся сила на самом деле у нас.
“В детстве у меня были психологические проблемы”
У тебя есть степень магистра по психологии. Ты работал семейным и детским психологом. Расскажи об этом, почему именно эта специальность?
У меня у самого в детстве и подростковом возрасте были некие психологические проблемы. Не серьезные, но тем не менее трудности. Поэтому со временем я решил сам помогать людям. Считаю, что многие проблемы у человека идут из-за непонимания самого себя. Поэтому я выбрал специальность психолога, чтобы сделать некоторым людям жизнь проще. Показать им и решить их трудности.
Какой самый запоминающийся случай из этой практики?
Ничего конкретного сказать не могу, но я очень много работал с умственно отсталыми. Это было очень интересно для меня. А в целом я могу выделить одно. Ко мне часто приходили и говорили, что вот, мой ребенок плохо себя ведет, не ходит в школу, балуется наркотиками или еще что. Но никогда, не было ни единого случая, чтобы была хорошая семья, а ребенок вдруг такой плохой вышел. В 100% случаев проблема крылась в семье.
Приходится ли тебе сейчас как-то использовать эти навыки в жизни?
Что касается спорта, то психологию я совершенно никак не использую. Да и в жизни я не могу их сейчас использовать. Когда у меня проблемы, я не могу сам себя проконсультировать.
Раз уж вернулись к спорту, то скажи, как психолог. Многие бойцы устраивают словесные перепалки, лезут драться и прочее. Это шоу или реально психологический прием?
Иногда это шоу, но чаще все-таки спортсмен проверяет своего соперника таким образом. Пытается сделать так, чтобы тот его испугался.
“Надеюсь, что уже скоро получу гражданство РФ”
Что тебя больше всего радует, а что расстраивает в жизни?
Семья и мои дети делают меня счастливым. Я очень люблю видеть, как счастливы другие. А что меня расстраивает… Когда другие люди наживаются на проблемах других. Когда у кого-то есть выгода от того, что другому – плохо. Вот это меня очень сильно бесит.
В чем ты видишь свое предназначение?
Считаю, что я появился на этом свете для того, чтобы сделать жизнь других лучше. В любом проявлении.
Назови любимую книгу, фильм и музыку.
Лучше скажу писателя: Лев Толстой. Фильм: “Долгая помолвка” – французская военная мелодрама. А моя любимая музыкальная группа – Rage Against the Machine. Лично знаю их гитариста, Тома Морелло. Еще мне нравится System of a Down.
Три слова на русском языке?
Привет, спасибо… Русский! (смеется).
И напоследок: как обстоят дела с получением гражданства РФ?
Над этим уже работают. Очень надеюсь, что скоро уже получу. Мне сказали чутка потерпеть. Ведь это моя мечта: выйти на бой под российским флагом!