Боксеры Миша Алоян и Армен Закарян представят Россию и Новосибирск на ближайшей Олимпиаде. Спортсмены победили в финальных боях квалификационного турнира AIBA Pro Boxing. Турнир прошел в конце января в Новосибирске.
Армен Закарян в весовой категории до 64 килограммов сразил Артема Арутняна из Германии — 3:0. В весовой категории до 52 килограммов не было равных Мише Алояну. В финале он встретился с мексиканцем Элиасом Элисио и выиграл шесть раундов из восьми. Оба спортсмена добыли «золотые пояса», у обоих — в июле финальное взвешивание и путевка на Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Корреспонденты «МК в Новосибирске» встретились с ребятами и президентом Федерации бокса Новосибирской области Иваном Гордеевым, пообщались и узнали, что такое — красивый бокс.
ОЛИМПИАДА И ЖЕНСКИЙ БОКС
Уже можно говорить об Олимпиаде, или пока рано?
Фактически. Осталось взвеситься в июле, — рассказывает Иван Гордеев. — Но вам же интересно, как все начиналось? Был придуман и развит целый проект Лига Pro Boxing. Придуман он был, чтобы поднять интерес к спорту. В проекте 10 весовых категорий и «восьмерка» сильнейших спортсменов по рейтингу AIBA в каждой весовой категории. И мы подарили Новосибирску праздник бокса. В финале встречались сильнейшие боксеры в каждой из весовой категории. Миша Алоян боксировал с мексиканцем, Армен Закарян с немцем. Удалось сработать на стопроцентный результат. Нам помогали и город, и область. Мы сотрудничали вместе.
А как обстоят дела в Новосибирске с женским боксом? Есть у нас шансы на Олимпиаду? Чем отличается женский бокс от мужского?
Представлена команда хорошо. Шансы попасть на Олимпиаду, конечно, есть. Но об этом говорить пока рано. Глобально отличий немного, только подход. Формула боя немного другая. И у девушек нет профессиональных лиг, которые есть у мужчин. Сегодня на Олимпиаде представлены всего три весовых категории у женщин, — отметил Иван Гордеев.
ИЗ МЕДИКОВ — В ЛУЧШИЕ БОКСЕРЫ?
Традиционный вопрос, как пришли в бокс? На кого учились?
Боксом я занимаюсь уже 17 лет. Начал в девять. В спорт меня привел старший брат. Он начал тренироваться первым, и я подтянулся. Учился на зубного врача и весьма успешно. Кстати, мой старший брат — медицинский техник, — смеется Армен. — Просто на семейном совете решали, куда пойти учиться, попал в медицинский институт. Поступил, не раздумывая. Кстати, если посмотреть доску почета в мединституте, можно увидеть многих известных боксеров.
— А я по образованию — хирург, — рассказывает Миша Алоян, — начал заниматься боксом еще в Армении. Был очень энергичным мальчиком, облазил все деревья. В сентябре 1998 года пошел в пятый класс, и мы все решили записаться на только что открытую секцию бокса. Нас было 40 человек, и все 40 туда пошли. Каждую неделю кто-то отсеивался, кому-то надоедало. А я остался, в боксе побеждают сильнейшие.
Никогда не хотелось бросить?
Как-то даже бросил… Спасибо Ивану Гордееву, он меня вытащил обратно. Просто не было уверенности в завтрашнем дне. Вот и пришлось уйти. Не было спонсоров и возможностей. Иван Гордеев настоял, сказал: «выиграешь в поединке (Кубок России), тогда поговорим». Выиграл и остался, — вспоминает Миша Алоян.
— Мы поддерживали ребят, как могли. Наши спортсмены выходили на бой с температурой и побеждали. Помню, беседовали с семьей Миши. Родители за него сильно переживали. Приходилось убеждать. Ну, слава богу, все получилось хорошо! — говорит Иван Гордеев.
СНЫ ОБ ОЛИМПИАДЕ
Миш, бронза Олимпиады — достойный результат, но сильно переживал. Как справился? Какие планы на будущее?
Переживал очень сильно. Не хотел никого видеть, потому что было стыдно. Рассчитывал на другой результат, но проиграл в полуфинале. Медаль, кстати, хранится дома, в Новосибирске. Помогли, как обычно, близкие люди. Поддерживали, одобряли. Постепенно начал тренироваться. Сейчас есть стимул, хочу выиграть Олимпиаду. Цель поставлена, иду к ней. Я уже пережил поражение, теперь надо побеждать, — рассказывает Миша Алоян.
— Я тоже замотивирован на золото. Для меня — первая Олимпиада. Будем работать, — добавляет Армен Закарян.
Кого считаете самыми опасными соперниками?
Разумеется, себя. Думаю, как бы проснуться, не переволноваться и справиться с эмоциями. Держу себя в форме. Мой самый главный враг — я сам. Всех остальных можно победить. Нужно работать, прежде всего, над собой, — уверен Миша Алоян.
Армен кивает, поддерживая товарища по команде.
— Психологическая подготовка — одна из самых важных. Когда ты чувствуешь, что ты в норме, то все хорошо. Важно быть уверенным в себе, — добавляет Иван Гордеев.
Порхай, как бабочка, жаль, как пчела… Это уже в прошлом? Как изменился бой?
В олимпийском боксе изменений много, нужно постоянно перестраиваться. Шутим, что мы — подопытные кролики. Считаю, что те правила, которые должны быть в боксе, они сейчас есть. Этот раунд выиграл — 10 очков. Чтобы быть первым, нужно быть убедительным, подготовленным физически, выносливым и быстрым.
Какой бой стал самым запоминающимся?
Каждый бой чему-то учит. Их на самом деле много. Сложно выделить какой-то, — рассказывает Армен Закарян.
— Каждый бой меняет что-то, прежде всего, в тебе. Для меня решающей была встреча с кубинцем на Кубке мира. Соперник тогда был призером Олимпиады-2008. Впервые обо мне начали говорить, узнавать, что есть такой боксер Миша Алоян. В Милане уступил, слил бой, но тоже считаю его важным. Сделал для себя выводы и иду вперед, — объясняет Миша Алоян.
А когда понимаешь, что победил? Когда поднимается рука?
Осознание приходит позже. Когда гимн звучит, когда приезжаешь домой, и тебя поздравляют. Вернулся из Лондона расстроенный, бронза. А меня тут так тепло встретили. Кстати, медаль, когда вручают, всегда ставлю на тумбочку. Потому что награждение — всегда суета. А утром просыпаешься — видишь медаль, понимаешь: мое.
Как приходится защищать себя на улице? Известно, что боксерам нельзя использовать кулаки вне ринга…
Закрываюсь в машине, на кнопку нажимаю и сижу, жду, — смеется Миша, — Но зачем в такие истории вообще попадать?
— Мы же понимаем, что это ответственность. Сегодня мы принадлежим не только себе, Новосибирску, а сборной России. Важно это понимать. Не дай бог, что-то случится, — поддерживает Армен.
— Еще и молодежь смотрит и учится. У них в подсознании закладывается, что можно так поступить, до этого нельзя доводить. Боксер должен быть кумиром не только на ринге, но и в повседневной жизни. Ребята не имеют права на фатальные ошибки, очень хорошо, что они это понимают, — считает Иван Гордеев.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ, БОКС И ПОЛИТИКА
Сегодня у России и Украины — непростые отношения. Армен совсем недавно сталкивался на ринге с украинским боксером Вячеславом Кислициным. Как-то обострились отношения? Или же нет?
Мы не вмешиваем политику в такой красивый вид спорта, как бокс. Зачем? У нас отличные отношения со Славой «за рингом», на ринге, разумеется, мы соперничаем. Мне кажется, страсти специально накаляют, — объясняет Армен Закарян.
— Разумеется, сознательно накаляют. Это придает пикантности, подогревает интерес к бою. С одной стороны — это хорошо, больше людей приходит, больше людей интересуется. Но на самом деле у большинства спортсменов нормальные, хорошие отношения, — поддерживает спортсмена Иван Гордеев.
А как обстоят дела в личной жизни? Она вообще есть?
30% из 100. В отличие от Армена, я женат. Приходится идти на жертвы. Детей пока нет. Надеюсь, что когда появятся, супруге станет проще. Конечно, всем сложно: родные и близкие хотят видеть нас больше дома. Но что тут поделать? Мы знали, на что шли, — убежден Миша.
— А у меня личной жизни нет. Личная жизнь для меня — бокс. Мне этого хватает, — уверен Армен.
Что такое бокс? Накал, страсть, адреналин? Как спорт можно описать?
Кто-то видит кулачный бой, кто-то красивый спорт. Для меня лично — внутреннее состояние. Так с самого детства. С помощью бокса, на ринге, рассказываю свои мысли. Это моя самореализация. Однажды в одной из школ я вел открытый урок, ребята спросили: зачем занимаетесь боксом? Я попросил их встать. Весь класс встал. Потом сказал: «Садитесь». Все сели. Я спросил: «Теперь понятно, что дает мне бокс?»
в
Хорошо, что не заставил отжиматься! Интересно, что ответили дети?!