Главная беда любительского бокса заключается даже не в чудовищном судействе, когда рефери иногда поднимает руку бойца, который без его поддержки и стоять-то толком не может, а в том, что часто стало некого засуживать. И если с первым хотя бы теоретически можно что-то сделать, то со вторым все гораздо сложнее.
А СУДЬИ КТО, ГДЕ И ЗАЧЕМ?
Однако если разобраться, то уход бойцов из любительского бокса все же часто является следствием плохого судейства. Так что для начала все-таки разберемся с этим вопросом, пока он сам не разобрался окончательно с любительским боксом.
Здесь, как ни грустно, приходится начинать с наших бойцов. Причем с тех, кто буквально только что взлетел на олимп профессионального бокса: например, с Евгения Градовича, чемпиона мира по версии IBF в категории до 57,2 кг, и Сергея Ковалева, чемпиона мира по версии WBO в категории до 79,4 кг.
У обоих была довольно длительная любительская карьера. Так почему же мы в свое время так мало слышали об этих замечательных бойцах, которые на профессиональном ринге буквально взлетели ракетами?
Мне доводилось слышать, что их стиль не подходил для любительского ринга. Ну, да. Одна кинозвезда – из тех, при виде которых у мужиков падает только челюсть, – как-то в зрелые годы в интервью рассказывала, что, когда она только начинала, ей не дали роль под предлогом того, что она плохо смотрится на экране. На самом деле она просто отказалась с кем-то спать, и, как ни странно, после этого с красотой у нее сразу стало что-то не то, а до этого все было в полном порядке.
Вот и я думаю, что со стилем Градовича и Ковалева все было в порядке, когда они выступали в любителях, тем более что стили у них абсолютно разные. И нет такого бокса, которому не подойдут скорость и натиск в сочетании с великолепным чувством дистанции Градовича или мощь Ковалева. Почему же у них тогда не сложилось на любительском ринге?
Не знаю и в данных конкретных случаях гадать не хочу. Зато помню множество историй, когда боксеру все перекрывали, когда он отказывался переходить к другому тренеру или просто в его весе выступал боец, которому по какой-то причине победу отдавали заранее.
Как-то, уже довольно давно, ездил я на один местный чемпионат, и там мне довелось увидеть, как нескольких сильных парней, не особо таясь, слили в первых же кругах. Я еще возрадовался тогда, что в газете от меня на этом этапе чемпионата требовали только результатов без комментариев. С тех пор я всеми силами кошу от посещения внутренних чемпионатов. Лгать не хочется, а врагов мне и так хватает.
Кроме того, я абсолютно не верю, что мое особое мнение сможет хоть что-то изменить. Тут из-за судейства любительский бокс уже несколько раз грозили исключить из олимпийской программы – и все равно ничего не изменилось. Призывы к переменам равносильны уговорам бросить пить: ты можешь сколько угодно призывать к этому, но, если человек сам не хочет этого сделать, он все равно не бросит. А тут надо призывать “бросить пить” на всех уровнях. Ведь все начинается еще в “детском” боксе, о котором нигде не пишут, и получается так, что засуженных детей вообще некому защитить. Чего уж тут говорить о взрослых?
Ну а в сухом остатке что мы имеем в результате не сложившихся на любительском ринге карьер Градовича или Ковалева? А то, что очень многие молодые боксеры вместо того, чтобы пройти через сито любительских турниров (а их НИЧТО не заменит, так как только там можно научиться работать против самых разных соперников, которых никто тебе не подбирает, левшей, бьющих, корявых, каких угодно), пойдут сразу в профессионалы. Ни им, ни любительскому боксу это большой пользы не принесет.
КУДА ПРОПАЛИ ЗВЕЗДЫ?
Однако, как я уже сказал, судейство – важная, но все-таки не главная причина того, что нынешний любительский бокс переживает далеко не лучшие времена. Главная же заключается в том, что этому виду спорта стало просто не на ком держаться.
Вспомним золотые 70-е годы. Да, мы были тогда лишены возможности смотреть профессиональные бои и жили с ощущением, что главное в мировом боксе проходит мимо нас. Но и на любительском ринге тогда было как минимум три команды, соперничество которых делало этот вид спорта невероятно интересным, – сборные Кубы, СССР и США. На любом крупном международном турнире то и дело случались такие побоища, что зрительные залы выглядели после них, как толпы наркоманов под кайфом.
Однако что толку вспоминать, каким молодцом ты был сто лет назад и как девчонки бегали за тобой, когда сейчас ты старый, усталый и если кто и бегает за тобой, так это злобная шавка во дворе? Те времена ушли.
Правда, ушли они тоже не сразу. На Олимпиаду-80 в Москве американцы не приехали, но боксерский турнир на ней едва не стоил мне поступления в институт, так как вместо того, чтобы готовиться к вступительным экзаменам, я смотрел его от начала до конца. Для полноценного праздника хватило и того, что устроили сборные СССР и Кубы. Что было в 1984 году в Лос-Анджелесе, куда не поехали ни наши, ни кубинцы, я не знаю, но в 1988-м в Сеуле было совсем нескучно, хотя кубинцы опять не приехали.
Потом СССР и его бокса не стало, а жители стран, образовавшихся на его развалинах, занимались главным образом выживанием, и было как-то не до бокса. Американцы сдулись еще до этого. Но по-прежнему была сборная Кубы, и любой любительский чемпионат превращался в матч Кубы против всего остального мира. Судьи частенько изо всех сил держали самых свободных в мире островитян за штаны с такой силой, что рисковали их сорвать, но часто и этого не хватало, и кубинцы побеждали сборную мира. Так было, например, на Олимпиаде 1992 года, где кубинцы взяли семь золотых медалей из двенадцати. У Америки, кстати, был только один чемпион, но это был Оскар Де Ла Хойа.
В общем, казалось, что у любительского бокса есть большое будущее, но это только казалось. Кризис уже был не за горами. Всегда приятно вспомнить, как ты был прав, и так и тянет напомнить об этом, особенно когда другие забыли. Так вот еще тогда, в конце 90-х, в одной боксерской компании я как-то высказал крамольную мысль, что доминирование кубинцев не будет вечным. Многие из нас тогда поневоле стали экономически грамотными, и я свой прогноз делал на основе предположения, что в стране, где все разваливается, процветать ничего не может.
Помню, меня тогда заклевали со всех сторон и сказали, что кубинцы – они такие ребята, что и без денег всех порвут из одной любви к процессу и искусству. Столкнувшись с таким напором, я согласился, что, пожалуй, погорячился, а кубинцы, да, они, пожалуй, всех порвут и меня в первую очередь. На самом же деле, мне было просто лень спорить с превосходящими силами противника, но я остался при своем непопулярном мнении.
Однако вскоре я и сам засомневался в своей правоте. На Олимпиадах 1996 и 2000 годов кубинцы взяли по четыре золота. На Олимпиаде в Афинах в 2004 году, где я отработал от звонка до звонка, – пять. Там же наши боксеры взяли три золота. Создавалось впечатление, что любительский бокс снова на подъеме, и если кубинцам что-то и мешает, так это возросшая конкуренция, прежде всего со стороны российской команды.
Увы, любительский бокс в тот момент походил на человека, который идет по улице и уже подходит к углу, где стоит полоумный мужик с пыльным мешком в руках, которым он вот-вот трахнет нашего ничего не подозревающего пешехода по голове.
Так оно и вышло. От удара пыльным мешком не умрешь, и любительский бокс тоже не умер, но слегка пошатнулся. Более того, не оправился по сей день. На Олимпиаде в Пекине в 2008 году кубинцы не взяли ни одной золотой медали. И хотя в 2012 году они взяли два золота, показав, что тот провал в преисподнюю был все же случайным, все равно стало окончательно ясно, что с доминированием кубинцев в любительском боксе покончено.
Сейчас смешно вспоминать, как лет двадцать назад говорили, что безоговорочное превосходство кубинцев над остальным миром убивает любительский бокс. Между прочим, я сам тогда придерживался той же точки зрения. А теперь стало ясно, что именно кубинцы и поддерживали интерес к любительскому боксу на достаточно высоком уровне. Ушли они – ушел и интерес.
А кубинцы, собственно говоря, не ушли, а убежали. Из пяти чемпионов той последней великой кубинской команды 2004 года из своей страны сбежали двое – Юриоркис Гамбоа и Гильермо Ригондо. Ригондо на данный момент является чемпионом мира среди профессионалов, а никем не битый Гамбоа находится “между титулами”. И других чемпионов мира с Кубы тоже хватает, а главное – многие на подходе.
Как было когда-то с первым поколением наших футбольных и хоккейный легионеров, первые кубинские беглецы в большинстве своем не смогли заставить себя тренироваться в полную силу. Многие готовились к боям непосредственно в борделях и питейных заведениях. По-настоящему выстрелить сумел только Хоэль Касамайор.
Но второе и третье поколение беглецов уже знали, куда они бегут и что там надо делать, чтобы не пропасть. В результате беглые кубинцы стали серьезной силой на профессиональном ринге, показав другим пример. Так что их массового возвращения на любительский ринг ждать не приходится. Они уже поняли, что любовью к родине семью не накормишь, и никогда этого не забудут, как бы ни старались приставленные к ним товарищи в штатском, которые сами косят глазом в ту же сторону.
КУДА ДЕВАТЬСЯ?
Мне могут возразить: ну чего ты так зациклился на кубинцах? И без них любительский бокс проживет. А я и не спорю. Проживет. Но проживет именно так, как живет последние годы: от Олимпиады до Олимпиады.
Даже чемпионаты мира среди любителей вызывают лишь тень того интереса, что олимпийские турниры. Более того, у любителей периодически появляются такие звезды, как украинец Василий Ломаченко, но даже они принципиально ничего не меняют. Надо что-то делать, как говорят тогда, когда не знают, что делать.
Тем не менее похоронный марш играть еще рано, так как пациент скорее жив, чем мертв. Первые шаги уже сделаны, и это были шаги в верном направлении: боксеры сняли шлемы и снова обрели узнаваемые лица, а героев без таких лиц не бывает, и раунды снова стали трехминутными, что резко повысило зрелищность боев. Теперь осталось только сделать из любительских турниров зрелище не только “для своих”.
И здесь не надо изобретать ни велосипед, ни самокат. Достаточно взять то, что уже работает в том же боксе, но профессиональном. Не стоит презирать людей за то, что между боями они хотят попялиться на девочек. Надо им этих девочек показать, так как ровным счетом ничего преступного в этом желании нет. Так что можно “дать добро на стриптиз”, или, если говорить серьезно, сделать шоу.
И, пожалуйста, не надо непорочного визга о чистоте спорта. Это я говорю прежде всего соотечественникам. Спорту надо на что-то жить, а интерес к спорту как таковому у нас, к моему глубокому сожалению, в разы меньше, чем, например, в Америке или Германии. Дайте возможность людям – или, точнее, облегчите им эту возможность – во время боев делать ставки, и посещаемость турниров резко возрастет.
Тот, кто жаждет проиграть свои портки, такую возможность все равно найдет. Не надо только предоставлять ему ее прямо рядом с метро, но на спортивном мероприятии, куда он ходит не так часто, можно. В конце концов, если ему не предоставить эту возможность на одном таком мероприятии, он просто пойдет на другое.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ, СЭ