«Бокс уравнивает всех. На ринге ранг, возраст, цвет кожи и финансовое состояние не имеют значения. После того, как я начал заниматься политикой, я перестал драться. Мне нравилась не жестокость бокса, а сама наука», – Нельсон Мандела.
Мы присваиваем почетное звание «героя» слишком легко. Мы размываем истинное значение этого слова и в тоже время создаем шкалу, по которой измеряем наши незначительные достижения.
История показала нам, что человек может быть злодеем для одних, и героем для других, и это относится ко всем. Но большинство согласно, вне зависимости от политических убеждений, что слово «герой» прекрасно подходит Нельсону Манделе.
Каким бы известным не был Мандела, он был террористом, или борцом за свободу, если хотите. Он творил чудеса в Южной Африке, которой стало только хуже после печально закончившегося позорного апартеида.
Однако для нас наиболее интересен тот факт, что Нельсон Мандела, прежде чем взяться за оружие, был боксером-тяжеловесом.
В честь Манделы-боксера в Иоханнесбурге в мае прошлого года была открыта 5-метровая железная скульптура, автором которой является южноафриканский художник Марко Цианфанелли. Скульптура получила очень подходящее название – «Бой с тенью». Она основана на фотографии Манделы 1953 года, в спарринге с профессиональным боксером Джерри Молой на крыше здания Южноафриканские Объединенные Газеты в Йобурге.
В книге «Долгий путь к свободе», автобиографии Манделы, он описывает свою связь с боксом.
«Мне нравилась не жестокость бокса, а сама наука», – пишет он. «Я был заинтригован тем, как двигалось тело, чтобы защитить себя, как можно было использовать стратегию и для защиты, и для нападения, как можно задавать темп во время матча».
«Бокс уравнивает всех. На ринге ранг, возраст, цвет кожи и состояние не имеют значения. После того, как я начал заниматься политикой, я перестал драться. Тренировка была для меня самым главным. Я обнаружил, что тяжелые упражнения – отличный способ дать выход стрессу и напряжению. После утомительной тренировки, я чувствовал себя морально и физически легче. Это был способ погрузиться во что-то иное, чем борьба. И после вечерней тренировки я просыпался с утра свежим и сильным, готовым снова начать борьбу».
Статуя, с нарисованными железными кубками в серых, черных и угольных тонах, очень красивая вещь, которая подходит и боксу, и Нельсону Манделе.