Остросюжетные короткометражки простого рабочего МАЗа, подневольного «химика», боксера и музыканта Руслана Мирзоева, снявшего на камеру будни литейного цеха, разбередили интернет.
Судьба Руслана Мирзоева поражает еще больше, чем его скандальные социальные документалки. В студии Еврорадио шоумен согласился на искренний разговор и рассказал о проблемах прошлого, новом уголовном деле и предложении из Москвы работать ведущим.
— Я родился в Барани. А когда мне было 12, мама получила работу в Минске, и мы сюда переехали. Прекрасно помню, какой у меня был провинциальный акцент, — Руслан вспоминает детство. — Разговаривал я тогда на трасянке. Многие столичные ученики надо мной смеялись. Я терпел издевательства и от учеников старших классов. Поэтому записался на секцию вольной борьбы, а потом пошел на секцию бокса. С того момента страх начал исчезать, я стал обидчикам отвечать.
Мы лично слышали о вас от боксеров из сборной Беларуси. Называли вас олимпийской надеждой, угасшей из-за наркотиков…
В спорте у меня были огромные амбиции, мечтал стать чемпионом мира. Выступал в супертяжелом весе, начал побеждать на международных турнирах. Мне предрекали великое будущее. В национальной юношеской сборной я был стабильным первым номером. Почти все бои удавалось выигрывать нокаутами. Но моя карьера стала рассыпаться на одном из чемпионатов мира.
Что произошло?
Чемпионат был в Африке. Там на каждом шагу продавались курительные вещества. Я и несколько парней — мы не удержались и решили попробовать. Мы курили, и в результате я вышел на бой в неадекватном состоянии, отнесся к делу халатно. И проиграл сопернику, над которым раньше с легкостью одерживал победу, нокаутом. После турнира была депрессия. Я стал думать, что спорт — это не мое, что ничего не получится. Зависимая голова стала меня обманывать. И я начал усиленно потреблять наркотики. Был 2006 год. Это был последний год, когда я выступал.
Первую судимость Руслан Мирзоев «заслужил» в 18 лет: сломал челюсть районному гопнику. Дали год условно. В возрасте 20 лет он, втянувшись в наркоманию, получил срок за «грабеж» и «хулиганство», пробыл год «на химии». На преступления шли, так как нужны были деньги на опийный мак и порошок.
— Тогда за короткий срок я серьезно подсел на иглу, — продолжает Руслан Мирзоев. — Стал потреблять тяжелые наркотики — и маковую «ширку», и амфетамины, и разнообразные таблетки.
Как долго ты все это принимал?
Целый год я потреблял ежедневно. Как говорится, был в санях, был в торбе. Меня от систематики спасло очередное преступление. Я попал на «химию», и там остановился. У меня сработал страх попасть на зону. «Химию» я отбывал в Крупках. Хотя наркотики не принимал, но каждый день пил. Взять и в один день наркоману завязать невозможно. Пока был на «химии», у меня родилась дочь. Поэтому были мысли стать другим человеком, измениться. Были планы найти нормальную работу. Я вдохновился этим. Но зависимость — коварная штука. Уже в первый день освобождения я встретил старого дружка. И снова на шесть месяцев попал в сани, снова совершил грабеж. И снова получил «химию».
Таким образом, когда Руслану был 21 год, случилась третья судимость за «грабеж» — пять лет ограничения свободы. Эта судимость не погашена и сегодня. Из-за нее парень и попал рабочим на МАЗ, где снял свой фильм «Хроники завода», который оказался бомбой.
«Сегодня мой моральный, эмоциональный и физический подъем на все сто»
Тот Руслан Мирзоев, с которым говорим за жизнь в еврорадийной студии, не похож на наркоуголовника. На его свежих фотографиях в интернете видим и жену с дочерью, и тренировки в спортивном зале, и многочисленные хип-хоп-клипы, съемки новых социальных фильмов. Многие ли могут похвастаться такой бурной жизнью?
Потреблять наркотики вы перестали?
Достигнув дна, поняв, что я конченый человек, пришло понимание, что надо что-то делать. И я попал в реабилитационный центр, который работает по программе двенадцати шагов. На тот момент мне было 23 года. В ноябре мне исполняется 26 лет. С конца июля 2011 года я не курю, не пью и не наркоманю. Абсолютно. Потому что если я сделаю хотя бы глоток пива, завтра могу оказаться в притоне.
На первый взгляд видно, что находитесь в хорошей форме. Как чувствуете себя физически?
На данный момент — даже лучше, чем когда был пик моей формы в молодости. Вернулся в зал, дважды в день тренируюсь. Не буду загадывать, но у меня снова появилась цель чего-то достичь в боксе. Физический, моральный и эмоциональный подъем — на все 100%. По утрам бегаю кроссы. Вечером иду на тренировку: работаю в парах, на снарядах. Веду полномасштабную работу для достижения серьезных результатов.
По фотографиям из соцсетей вижу, что и жена вас не оставила. Как она выдержала?
Это чудо, потому что будущего у нас с женой быть не могло. Я докололся до того, что чуть ли не воровал деньги с пособия на ребенка. Но когда вышел из реабилитационного центра, то пообещал, что проблем с наркотиками больше не повторится. И она увидела в моих глазах какую-то искорку, надежду на правду. И она поверила мне в сотый раз. Решила попробовать. И эта попытка оказалась удачной. Мы официально оформили отношения. Все складывается прекрасно за исключением того, что после выхода моих фильмов сложно найти работу. Хоть я человек работящий. В моей жизни сегодня не присутствует ни наркотиков, ни алкоголя, ни даже курения. Мне сегодня нравится любая работа, в том числе и физическая.
«После «Хроник района» на меня завели уголовное дело»
Из-за фильмов у вас произошли нешуточные проблемы…
Еще какие! Во-первых, на меня недавно завели уголовное дело по статье 415 («Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы», грозит до трех лет лишения свободы. — прим. Еврорадио). А произошло следующее: после шумихи с видеозаписями мне наклепали разных нарушений. Якобы я прибыл домой позже, чем нужно, не сообщил, что был уволен с МАЗа, и так далее. На ровном месте всплыло пять нарушений, хотя я вел послушный образ жизни… И вот две недели назад я в очередной раз трое суток пробыл в изоляторе, но каким-то чудом прокурор дал мне возможность до суда находиться на свободе. Но на этот раз у меня совесть чиста. Если раньше я действительно жил неправильно, совершал преступления, то на данный момент за мной вины нет, и я внутри спокоен, потому что со мной правда. Я надеюсь на лучшее и верю, что меня свободы не лишат.
Удалось ли вам найти работу после увольнения с МАЗа?
Я честно хотел работать. А мне говорили: «Мы не хотим, чтобы вы у нас снимали репортажи». Меня расценивают как какого-то агента. Мне все-таки удалось найти новое место. Я прошел медосмотр и буду работать на станке, резать бумажную продукцию. Будет получаться — еще и совмещать работу с тренировками.
То есть физическая работа вас устраивает?
Основной талант, конечно, мне дан и в творческой сфере, и в спорте. Сцена, стадионы, кино… Все направления, связанные с артистизмом, мне интересны. Было предложение из Москвы, приглашали стать ведущим в шоу по боям без правил. Но из Беларуси мне выезжать нельзя.
«То, что показано в моих фильмах, правда»
Руслан, ваши ленты порой критикуют за постановки. Имеются в виду эпизоды с проституткой, дракой подростков и прочее. Не сожалеете ли вы, что обращались к этим спорным методам?
Постановка была. Но были и спонтанные интервью: женщина с вином, рэпер, уголовник, алкоголик возле магазина и другое. Некоторые сцены были подстроены, но стилизованы под действительность. Для кого-то имидж района в фильмах выглядит ужасно. Смотря на дело трезвым взглядом, я понимаю, что в мировых масштабах такой уж преступности в Курасовщине не было. Но, тем не менее, процветали наркомания и алкоголизм, мелкие кражи. Посадили чуть ли не 80% из тех, кого я знал. Это было. И то, что я показал в «Хронике района», действительно происходило. Поэтому я решил подать это в форме театральной постановки. Также я считаю неправильным, что мне дали семь суток лишения свободы за маты. В органах не скрывали, что мне мстили за показанный облик района. Кому-то мои фильмы нанесли ущерб, хотя мне этого не хотелось.
Если отбросить в сторону определенные проблемы, нравится ли вам ваша сегодняшняя жизнь?
Мой духовный наставник говорит: живи сегодняшним днем. У тебя есть жена, ребенок, чем заниматься. У меня есть все для того, чтобы быть счастливым. Пусть и нет огромных денег. Мне остается совершенствовать свои духовные познания и стремиться быть полезным для других людей. Это основная цель.