Многие спортивные журналисты встревожены падением уровня популярности профессионального бокса. Вот как оценивают эту проблему американские СМИ.
Бывший чемпион Мира WBO в полутяжелом весе Натан Клеверли признался, что у него есть серьезные сомнения по поводу своего будущего в боксе. После жестокого поражения нокаутом от россиянина Сергея Ковалева, ранее непобедимый валлиец вешает перчатки на гвоздь в возрасте 26 лет.
Клеверли был тут же записан в разряд “бумажных” чемпионов. В таком же положении находится и Лучиан Буте, бывший король IBF в суперсреднем весе, который потерял свой титул и непревзойденный рекорд два года назад, от рук Карла Фроча. Буте продолжает драться, но кажется лишенным доверия зрителей и тенью себя прежнего .
Аналогичным образом, чемпион Британии и британского Содружества в супертяжелом весе, Дэвид Прайс, когда-то превозносимый многими, как наследник братьев Кличко, сейчас, видимо, стоит перед дилеммой, что ему делать дальше, на фоне призывов уйти в отставку после двух поражений от Тони Томпсона. Одна из английских газет так и написала, что “он может выкинуть свою карьеру на свалку”.
Это всего лишь три примера тенденции, которая наблюдается в профессиональном боксе. И эта тенденция разрушает его целостность. Бокс, как и большинство видов профессионального спорта, всегда был бизнес-ориентированным. Мало того, тесная связь с организованной преступностью повлияла на карьеры многих бойцов в начале XX века, но и с возросшим ростом продаж платных просмотров и больших доходов за счет развлекательных СМИ, эта сторона игры стала полностью доминирующей в последние годы. И спорту больше нет места в профессиональном боксе.
Промоутеры делают бои и строят репутацию своих бойцов с единственной целью – максимализация прибыли. С первых дней карьера боксера вращается вокруг продажи билетов и прогрессирует до телевизионных прав, и в конечном счете, становится по-настоящему прибыльной только для суперзвезд.
Для того, чтобы достичь этой вершины, боксерам нужно сделать так, чтобы его слава вышла за рамки спорта, и он стал именем нарицательным, по крайней мере в его собственной стране. До восьмидесятых и девяностых годов, многие чемпионы Мира получили этот статус, но отношение современного общества, которое рассматривает бокс, как варварский вид спорта, и его удаление из эфирного телевидения означает, что сейчас только считанные единицы из современных чемпионов достигнут этой цели.
Мэнни Пакьяо, возможно, может утверждать, что он практически Бог на Филиппинах, но для широкой публики всех других наций он находится в длинном, длинном списке позади местных футболистов и других спортсменов. Андре Уорд является одним из самых квалифицированных боксеров за последние десятилетия, но в отличие от Леонарда Робинсона, практически неизвестен случайному поклоннику спорта.
Даже Флойд Мэйуэзер-младший, который в целом рассматривается как лучший боец в мире, не является большим именем нигде, кроме как в боксе. Если же боксеру не удается добиться славы за пределами ринга, то второй путь это стать очень популярным в относительно небольшом и взыскательном бокс-сообществе. Во многом это еще сложнее. Люди, вовлеченные в этот вид спорта на каком-то уровне или кто наблюдает за ним постоянно, ждут хардкора от боксера и не прощают поражений, и только тогда начнут продаваться его платные показы.
Так как же промоутеру взять молодого проспекта и превратить его в прибыльный актив? Сейчас это делается так: он встречает молодого бойца с талантом, особенно, с впечатляющей любительской карьерой.
Затем эти перспективные ребята подписывают контракт и после этого начинается управляемое путешествие по профессиональной “жизни”, в первую очередь это бои с “мешками”, затем тщательно подобранными боксерами с вроде бы неплохими рейтингами.
Если они успешно преодолели эту схему, то могут перейти к борьбе с чемпионами, которые уже вышли в тираж. Эта прогрессия была сходной во все эпохи бокса, но сейчас промоутеры все более стремятся защитить своих подопечных и это убивает бокс. Если раньше непобедимый боец мог рассчитывать на шаг в классе после первых десяти или двенадцати побед, то теперь не редкость для боксера, имеющего 25 побед подряд в своем активе, что он по-прежнему ожидает своего первого настоящего испытания.
Тяжеловесы Деонтей Уайлдер (29 боев и 29 нокаутов) и Денис Бойцов (33 победы и 26 ноукатов) являются прекрасным примером этой тенденции. Уайлдер выполняет потрясающие удары правой рукой, но пока он не дерется с тем, кто сопротивляется, вопросы, касающиеся его настоящей силы и выносливости, крепкой челюсти и защитных способностей остаются без ответа. Если эти вопросы и дальше будут игнорироваться его промоутерами, то когда он встретится с кем-нибудь из первой десятки тяжеловесов, остается подозрение, что Уайлдер, веря в свою непобедимость, будет очень сильно психологически травмирован кем-то из них.
Бойцов, несмотря на наличие 33 побед подряд, своим отказом от боя с Дереком Чисорой за титул европейского чемпиона, показал, что у него далеко не все в порядке.
Одно поражение и годы уничтожения ничтожеств не будут стоить ничего. Почему эти люди не поднялись в классе 10 или 15 боев назад?
Любители бокса, особенно те, кто не ощущает себя особо преданным этому виду спорта, приняли этот современный, чрезмерно осторожный вариант и быстры на то, чтобы объявлять настоящими чемпионами непобедимых бойцов и высмеивать тех, кто оступается один или два раза, в то же время часто жалуясь при этом на первых, потому что их карьера развивается благодаря легким противникам. Так образом, путем списания боксера из-за поражения, они вносят “вклад” в тактику мягкого бокса. Это не имеет никакого смысла ни для кого. Даже Клеверли, который считается волевым бойцом, сам в настоящее время принял ту же точку зрения. Проиграть, и все кончено.
Первый этап восстановления бокса и возвращение его достоинства и статуса одного из лучших видов спорта – это готовность промоутеров дать молодым проспектам возможность рискнуть. Нет ничего постыдного в том, что боксер проигрывает несколько раз, когда поднимается по карьерной лестнице. В самом деле, это даже делает его успехи еще более ценными. Джейк “Бык из Бронкса” Ла Мотта, например, вообще проиграл 19 боев.
Предположительно, в современную эпоху, он, как и Дэвид Прайс, был бы выброшен на свалку. На самом же деле, это был учебный опыт прохождения неудач, которые в конечном итоге сделали Ла Мотту одним из самых привлекательных и интересных бойцов в мире.
Шугар Рэй Робинсон также потерпел 19 поражений. Генри Купер, национальное достояние британского спорта в 60-х и 70-х, двукратный чемпиона мира, проиграл 6 из своих первых 22 боев. Посчитали ли его бесполезным и достойным выхода на пенсию? Очевидно нет, так как он продолжил продвигаться дальше и сделал очень успешную карьеру, завоевав множество британских, европейских и мировых званий. Бернард Хопкинс и Алексис Аргуэлло – оба проиграли свои первые профессиональные бои. Великий Хэнк Армстронг был 1-3 в начале своей карьеры. Этот список можно продолжать и продолжать …
Не позволяя нашим молодым бойцам проигрывать, мы приуменьшаем их как мужчин и как боксеров. Они останутся новичками навсегда. Джим Ватт, бывший чемпион Мира в легком весе, однажды сказал: “Чтобы узнать, что чувствует боец, вы должны сами поучаствовать в боях”. Golden Boy, Top Rank, Matchroom, Box Nation, Sauerland и остальным, не мешало бы запомнить эти слова, равно как и фанатам, которые кричат “задница!”, как только боксер теряет свой непревзойденный рекорд.
Фото: walesonline.co.uk