Сценарий двух украинских оппозиционеров на выборах в 2015 году теперь вполне реален
Если бы президентские выборы проходили в конце мая этого года, за лидера партии «УДАР» Виталия Кличко проголосовали бы 15,9% избирателей, за действующего президента Виктора Януковича — 14,3%. Об этом свидетельствуют переданные «МК» результаты всеукраинского опроса общественного мнения, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС). При этом за лидера фракции «Батькивщина» Арсения Яценюка проголосовали бы 9,5% избирателей, за лидера ВО «Свобода» Олега Тягныбока – 5,8%, за лидера КПУ Петра Симоненко — 3,7%. Опрос проводился 21-30 мая. Всего опрошено 2030 респондентов. Статистическая погрешность выборки не превышает 3,3%.
В КМИС отмечают, что по сравнению с июнем 2012 года увеличилась электоральная поддержка Кличко – на 7% и Тягныбока – на 3%. За это время электоральная поддержка Януковича уменьшилась на 3%, Яценюка – на 2%, Симоненко – на 1%.
Против всех проголосовали бы 18,1%, трудно было ответить 15,8% респондентов. Не будут принимать участия в выборах 13,5%.
Электоральная поддержка Виталия Кличко по региональному делению сконцентрирована в центральном и западном регионах (по 23% в каждом). В южном регионе за него готовы проголосовать 10%, а в восточном – 6% населения.
Электоральная поддержка В. Януковича, как и раньше, сконцентрирована в восточном (26%) и южном (21%) регионах. В центральном регионе его поддерживает 7% населения, в западном – 5%.
А. Яценюка поддерживают 18% жителей западного региона, 12% – центрального, 5% – южного и 4% – восточного регионов.
О. Тягныбока поддерживают 12% жителей западного региона, 8% – центрального, 2% – восточного и 1% – южного регионов.
П. Симоненко больше всего поддерживают в южном (6%) и восточном (5%) регионах. В центральном регионе его поддерживают более 2% населения, а в западном – меньше 2%.
Для сравнительно молодой политической силы, коей является Украинский демократический альянс за реформы, обойти на вираже Партию регионов, – с её-то 15-летней «кредитной историей»! – конечно же, лестно.
Однако не следует забывать: накануне прошлогодних выборов в Верховную Раду социологам таким же способом уже удалось «искусить» казавшийся стойким и монолитным «УДАР». За две недели до дня голосования партия, чьим лидером является всемирно известный боксер, Герой Украины, впервые вышла на 2-е место, после ПР. В штабе Виталия Владимировича, по-видимому, подумали: «Игра сделана!». Активная фаза работы с потенциальными избирателями пошла на убыль, агитационные палатки с волонтерами в красных куртках испарились с городских улиц, словно по мановению волшебной палочки. Вследствие такого вот «головокружения от успехов» на второе место, причем с удивительно высоким результатом, вышла «Батькивщина». Сторонники-то Кличко были на 85 процентов уверены, что резкий спурт друзей-соперников, в отсутствие Юлии Тимошенко, в принципе невозможен…
Посему штабисты «УДАРа» весь понедельник удерживались от самовосхваления.
Сам Виталий Владимирович высокому достижению ничуть не удивился. В теперешней экономической ситуации, переживаемой Украиной, не один я задумываюсь: а не совестно ли любому из лидеров оппозиционных объединений отставать от рейтинга действующего президента?!
Во время «прямой телефонной линии» одной из газет Кличко ограничился осторожно-нейтральной сентенцией: «Я надеюсь, что оппозиционные силы до весны будущего года смогут определиться с поддержкой единого кандидата. Пока же мы (Кличко имел в виду лидеров «Батькивщины» и «Свободы», – авт.) будем корректировать наши усилия в будущей политической работе для того, чтобы выдвинуть единым кандидатом того, кто имеет максимальную поддержку избирателей, кто имеет наибольшие шансы победить кандидата от власти».
Предугадать ответные «активные мероприятия» команды президента Януковича нетрудно. На днях Виктор Фёдорович определил первоочередное задание власти: выплатить народонаселению еще по тысяче гривен в счет погашения долгов перед украинцами Сбербанка СССР. Прошлогодние выплаты «витиной тысячи», судя по замерам все тех же социологов, подействовали на выбор как минимум 5 процентов «не определившегося» электората. Получая на так называемую «национальную карту» Сбербанка Украины изрядно обесценившуюся часть собственных трудовых «СССРовских сбережений», избиратели не слишком-то и задумывались, что Янукович идею с «покупкой» голосов немолодых сограждан банально «слямзил» у своей оппонентки Юлии Тимошенко.
Декабрьский опрос Киевского международного института социологии наверняка покажет, насколько падки украинские избиратели к подобным подачкам