Заслуженный мастер спорта, семикратный чемпион СССР Виктор Михайлов уже в первые дни Великой Отечественной войны писал в “Красном спорте”: “Пусть партия и правительство пошлют меня на передовые позиции. Клянусь, я не дрогну перед лицом любой опасности. Я твердо верю в победу моей Отчизны”.
29 июля 1941 года газета “Красный спорт” сообщила о ратных подвигах чемпиона СССР Н. Штейна, награжденного за бесстрашие в бою орденом Красной Звезды.
Еще раньше, в финскую войну, к такой же награде был представлен выпускник Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта чемпион страны 1940 года в легчайшем весе Е. Шеронин. В годы Великой Отечественной войны он стал командиром партизанского отряда. В боях под Псковом Шеронин пал смертью храбрых.
В феврале 1942 года ушли на фронт четыре брата Щербаковы. Трое из них — Александр, Вячеслав и Сергей были боксерами. Есть в семье советских мастеров ринга и еще одна династия боксеров — солдат народной войны. Это братья Степановы: Виктор, Анатолий и Геннадий. Трудная судьба выпала на долю чемпиона Узбекистана Андрея Борзенко. Он был артиллеристом. Тяжело раненным попал в плен. Трижды бежал — его ловили! В Бухенвальде Борзенко стал членом подпольной организации, участвовал в подготовке восстания в лагере смерти. А когда лагерь был освобожден, он снова отправился на фронт. Андрей закончил войну, как и начал, артиллеристом. Позже он стал — главным хирургом в одной из ташкентских больниц и судьей всесоюзной категории.
Спортивная и боевая судьба Борзенко послужила основой для образа героя романа Г. Свиридова “Ринг за колючей проволокой”.
С 1935 по 1938 год звание чемпиона СССР в наилегчайшем весе носил студент московского института физкультуры Леон Темурян. В годы войны он, политрук роты, тяжело раненным попал в плен. Его замучили в концентрационном лагере Дахау, где Темурян вместе с другими заключенными продолжал борьбу с фашистами. Об этом сегодня рассказывает мемориальная доска, поставленная в бывшем лагере смерти.
Отважно сражались и на фронтах, и в тылу врага вчерашние боксеры. Бокс сделал их не только физически сильными, стойкими, храбрыми людьми, но и помог выработать самообладание, научил быстро оценивать обстановку и мгновенно принимать правильное решение. Все эти качества, приобретенные в боях на ринге, пригодились им и в схватках с врагом.
Четверо советских боксеров за подвиги в Великой Отечественной войне были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Трое из них — Борис Галушкин, Константин Коротков и Юрий Сироткин не вернулись с фронта. Четвертый — Абрек Баршт в прошлом чемпион Владивостока и Северо-Кавказского военного округа, стал полковником запаса. Воевал летчиком-истребителем.
Многие боксеры, как дотоле неизвестные, так и выдающиеся мастера, неоднократные чемпионы страны пали смертью храбрых. Многие из тех, кто, встретив победу, вернулся домой, снова вышли на ринг, удивляя неувядаемым мастерством: “работали” так, будто и не было у них за плечами суровых военных лет. Теперь, видимо, уже фронтовая закалка помогала им побеждать на ринге. И после войны не было равных Николаю Королеву, добились звания чемпионов СССР все трое Степановых, дважды раненный Сергей Щербаков еще десять лет подряд становился чемпионом страны.
Вячеслав Щербаков пришел с фронта без руки. Но нашел достойное место в жизни, занялся интересным делом. Друзья пригласили Щербакова на авторемонтный завод. Вскоре он стал отличным автомехаником. Но что еще удивительнее — боксер без руки вернулся в бокс. Не на ринг, конечно. В один из свободных вечеров зашел он в секцию бокса и… Словом, ему предложили стать тренером. Скоро о Вячеславе Щербакове заговорили, как об одном из самых талантливых молодых советских тренеров. Победил характер. Характер человека, бойца на фронте и в жизни.