Чемпион Мира Дмитрий Пирог и его тренер Виктор Петроченко
Самарская школа профессионального бокса известна далеко за пределами Самары не только достижениями своих воспитанников, но и стилем боксирования — взрывным, атакующим. Виктор Николаевич Петроченко с тремя своими воспитанниками только что вернулись из Москвы, где они проводили свои поединки. «СИ» узнали о состоянии дел в самарском профессиональном боксе.
Виктор Николаевич, как прошли бои? Приехали с победами?
Да, все бои выиграли. Айк Шахназарян и Ильшат Хуснулгатин закончили оба техническими нокаутами, а Гриша Федоров по очкам выиграл. У Ильшата соперник руку об него травмировал, такой у нас крепкий боец (смеётся). Все получили хороший опыт, хотя бои все были разные и по стилю, и по уровню сопротивления. Но идеальных поединков не было, есть над чем работать.
А есть боксеры, на которых уже сейчас можно было бы посмотреть и сказать: вот этот парень будет вершить будущее бокса?
Все ребята развиты физически и выглядят довольно привлекательно. Пока свои бои они выигрывают, но рано говорить о том, кто из них будет блистать и в будущем. Максим Власов, к примеру, сейчас в самом хорошем для бокса возрасте — 26 лет. У него скоро будут довольно значительные бои и возможность подойти к чемпионскому титулу – очень много будет зависеть от нашей совместной работы.
Какие успехи своих воспитанников считаете самыми выдающимися?
Дмитрий Пирог стал в 2010 году чемпионом мира. У того же Власова было много ярких и запоминающихся боев. Вообще, для меня всегда выдающееся достижение моего бойца, когда он выполняет тренерские установки. Когда бой идет так, как ты его и задумал, это всегда наслаждение — смотреть за его течением. Я от зрелищности получаю наслаждение, не только от титулов своих воспитанников.
Какие качества вы пытаетесь в первую очередь привить своим боксерам?
Самое главное, чтобы не только я понимал и уважал боксера, но и он тоже адекватно оценивал мой вклад в его достижения. Когда проводишь столько времени вместе, начинаешь вкладывать душу в боксеров, видеть в них людей, а не только спортсменов. Признание роли тренера — самый важный показатель, который дороже титулов. Нужно, чтобы твои ученики тебя не боялись, а уважали. Хотя, конечно, иногда и страх не повредит (смеется).
Какой бой вашего воспитанника запомнился больше всего?
Поединок Максима Власова в США с Родриго Агуяром. Американцу тогда 29 лет было, он был опытный, физически сильный, умно бой вел. Зал вместимостью 5000 человек был набит битком, люди даже в проходах стояли. Для Макса это был не самый изящный бой, но именно тогда он впервые понял, что такое по-настоящему тяжелый поединок. Он проявил свои морально-волевые качества и прекрасную нервную систему. Я, честно признаться, думал, что он проиграет. К 4-му раунду Максим начал уставать, поэтому было неожиданно, когда он отправил Агуяра в нокдаун. Я тогда ему сказал, чтобы постарался добить его, иначе, скорее всего, проиграл бы. Тот защищался, отбивался, грамотно перекрывался, но Макс проводил атаку за атакой, рисковал, и к концу раунда отправил американца вторично в тяжелый нокдаун. Рефери в ринге остановил бой, потому что была серьезная опасность для здоровья боксера, – это была победа техническим нокаутом. Это самый яркий, запоминающийся бой на моей памяти. Зрители радовались, как дети, обнимались – реакция была для нас неожиданной, потому что американская публика радовалась за русского боксера.
Ребята часто тренировки пропускают?
Очень редко такое происходит. Только если травма какая-то, но это единичные случаи. Мало кто болеет, а даже если и болеют, то все равно стремятся не пропускать лишний раз. Шестерых сейчас тренирую — они приходят всегда. Я сам тоже уже много лет не пропускал ни одной тренировки, почти живу в спортивном зале.
Есть ли у вас своя собственная методика подготовки боксера к бою? В чем она заключается?
Всего существует три этапа подготовки спортсмена: общефизический, специальный, который направлен на выработку выносливости и боевых навыков, и третий — это боевая практика, спарринги, специальные упражнения. Примерно за 10 дней до боя нагрузки сбрасываются, за 3-4 дня я стараюсь вообще ребят не нагружать. В баню ходим, тяжелые физические упражнения вообще не выполняем.
А какой стиль у Виктора Петроченко?
Старая американская школа, разбавленная лучшими вещами из любительского бокса и моими собственными идеями. Я являюсь приверженцем атакующего, агрессивного стиля. Их два вида бывает: «тупая агрессия» и «разумная», я так их называю. Нельзя постоянно быть агрессивным, нужно варьировать, нужно прятать удары. Зрители ведь на зрелище приходят посмотреть. В Америке не стоит задачей выиграть любой ценой, как в Европе. Тут сам процесс важен, потому что отношение другое: боксер понимает, что зрители и его же собственные промоутеры платят хорошие деньги не только за победы, но и за то, что происходит на ринге. Я учу ребят постоянно обострять бой, рисковать и боксировать на всех дистанциях. Особенно на средней, где идет размен, здесь многие поединки и выигрываются.
Что в себя включает самая обычная тренировка в вашей боксерской школе?
Начинаем мы с «гимнастики боксера». Здесь что-то взято из йоги, что-то – из гимнастики. Смысл такой тренировки – развитие пластики, гибкости боксера. Потом постепенно переходим к тяжелым физическим упражнениям. Бывает, в футбол играем, в баскетбол. Летом отдаем предпочтение пляжному волейболу.
Есть какой-то шанс для обычных самарских ребят попасть к вам в школу?
Шансы есть всегда. Другое дело, что не всегда зал позволяет вместить всех желающих. Важно также понимать, что чем больше людей я берусь тренировать, тем меньше внимания я могу уделить каждому из них в отдельности, а ведь ставку я делаю, в первую очередь, на качество, а не на количество. Но у меня еще никогда не было такого, чтобы кто-то просился ко мне тренироваться, а я бы отказал в просмотре. Смотрю всех, хотя и беру далеко не каждого. Но есть случаи, когда ребята просто встречали меня, просились, я просматривал и брал на тренировки. Так Айк Шахназарян, к примеру, попал ко мне.
Условия для тренировок в Самаре хорошие?
Самые хорошие. Пивзавод нам предоставляет отличные условия, и при этом никто не мешает тренировочному процессу. Зал, оборудование и, что самое главное, отношение к нам здесь просто замечательные. И, что немаловажно, боксеры за это платят яркими победами.
Чем в свободное от тренировок время занимаетесь?
Бокс для меня – это все. Постоянно стараюсь анализировать бои, смотреть любой вид спорта и получать удовольствие от его эстетики. Своим боксерам я пытаюсь привить любовь не только к боксу, но вообще к спорту. Зимой за Волгу на лыжах ходим, летом у нас много тренировок на природе, уделяем много времени байдарке. Люблю музыку послушать – рок и блюз. Боксеры многие на это подсажены, у нас и тренировки под такую музыку проходят. Это помогает сконцентрироваться, настроиться правильно – от медленного к быстрому, от спокойного к взрывному. Чувство ритма развивается хорошо.
В ближайшем будущем, какие задачи перед собой ставите?
Ближайшие надежды связаны с боями Максима Власова, который в скором времени может выйти на бой за титул чемпиона мира. С остальными боксерами мы просто получаем удовольствие от тренировок, от самого процесса. Для нас главное не цель, а путь к цели.
Справка
Виктор Николаевич Петроченко родился 27 сентября 1955 года, тренирует профессиональных боксеров с 1998 года. Самый титулованный воспитанник – Максим Власов.