Отец Сергий (Акимов) на тренировке
Участие патриарха Кирилла и других иерархов РПЦ в презентации книги о дзюдо, случившейся на прошлой неделе, озадачило многих. Болевые приемы на татами, апперкоты на ринге и туше на борцовском ковре в сознании публики плохо согласуются с традиционными христианскими ценностями. Однако в среде православных священников в России в последние годы получили необычайное распространение именно спортивные единоборства. «МН» пообщались с несколькими священнослужителями, активно продвигающими различные виды единоборств.
К профессиональному спорту единого отношения у духовных лиц РПЦ нет: кто-то называет его «источником греха», а кто-то дает свое благословление на выход в ринг. Но вот на любительском уровне православным батюшкам явно не дает покоя слава воинствующего монаха Пересвета и обитателей храма Шаолинь.
Черный пояс и характер
Настоятель храма Святого мученика Андрея Стратилата в селе Сулость Ярославской области архимандрит Сильвестр (Лукашенко) на прошедшей Олимпиаде в Лондоне был духовным наставником всей сборной России. А его дебют на ниве спортивного «капеланства» случился за два года до этого, на Всемирных играх боевых искусств в Пекине. Что было вполне логичным: отец Сильвестр имеет черный пояс (пятый дан) по одной из версии тхэквондо и одновременно является вице-президентом регионального отделения Российского союза боевых искусств.
«В юности я всерьез занимался легкой атлетикой, но уже тогда у меня над кроватью висели боксерские перчатки, — рассказывает он «МН». — Отец очень хотел, чтобы я мог постоять за себя в обычной жизни и поэтому учил простейшим приемам бокса. Тхэквондо же я увлекся уже совсем недавно, уже надев рясу. Не вижу в этом ничего противоестественного».
Священник утверждает, что профессиональный спорт вообще и занятия единоборствами в частности не противоречат основным установкам его веры. «Любой вид спорта вырабатывает правильные черты характера в человеке. В нынешнее время это вообще один из основных способов уберечь нашу молодежь от пагубных соблазнов. Успехи профессиональных атлетов становятся стимулом для массовых занятий спортом. Я уверен, что такого же мнения придерживается Патриарх, иначе я вряд ли бы получил его благословление на поездку в Лондон», — говорит отец Сильвестр.
Борьба как метафора
Мнение отца Сильвестра разделяет и настоятель московского храма во имя Святителя Николая в Троекурове, отец Александр (Немченко). Среди «коллег» по духовному сану его, видимо, можно назвать самым титулованным единоборцем — в конце 1980-х он стал мастером спорта по вольной борьбе. И до сих пор он ежедневно продолжает уделять внимание не только духу, но и поддержанию спортивной формы. «Качаюсь на тренажерах, занимаюсь йогой, иногда провожу спарринги, – говорит он. — После того, как я стал священником, занятия борьбой превратились для меня в своего рода метафору — как постоянный поединок со своими человеческими страстями».
При храме с 2000 года работает Центр по реабилитации бывших заключенных и помощи трудновоспитуемой молодежи и наркозависимым — как утверждают, чуть ли не первый такого рода в нашей стране. В центре постоянно находятся до полусотни человек. И занятия спортом рассматриваются отцом Александром как один из способов возвращения к нормальной жизни. «Мне бессмысленно задавать вопрос о том, насколько совместима вера и занятия единоборствами, — рассказывает настоятель. — Мой первый тренер по вольной борьбе Валерий Красавин часто приезжает к нам. Проводим совместные тренировки с нашими воспитанниками. И мы видим, как физическое преображение может привести к нравственному».
Бокс по благословению
Действующий профессиональный единоборец среди православных священников пока только один. Его зовут отец Сергий (Акимов), он служит в Нелидовском приходе церкви Балыкинской иконы Божией Матери в Тверской области. В мае этого года отец Сергий впервые поднялся на профессиональный ринг, приняв участие в одном из поединков в рамках вечера бокса в Крылатском. Проиграл и, вполне возможно, это станет его единственным боем в профессионалах. «Все-таки мне уже 34 года, — рассказал отец Сергий «МН». — Да и жена против, говорит, что волнуется за меня. В свое время были неплохие успехи в любительском боксе, дошел до звания мастера спорта, подбирался к «международнику». Откровенно говоря, согласился выйти в профессионалы из-за денег. Наш приход зарабатывает очень мало».
В сентябре отец Сергий вновь открыл детскую секцию бокса для прихожан. Каждая тренировка начинается с крестного знамения и поклона. Принимаются туда дети вне зависимости от вероисповедания. «На все эти занятия у меня есть благословление, иначе я бы не стал продолжать боксировать. Был разговор с владыкою, епископом Ржевским и Торопецким Адрианом. Он сказал, что это поможет мне развить силу духа. То же самое настоятель нашего храма отец Константин», — рассказывает боксер-священник.
Богатырская наша сила
Есть и другие мнения. Не иначе, как «источником греха» называет профессиональный спорт иеромонах Феоктист (Петров), основатель и разработчик системы единоборств «Святорусское богатырство». По его словам, богатырство — это система владения всеми видами оружия, боя без оружия, а также боя безоружного против вооруженного. При этом отец Феоктист утверждает, что все наименования движений и техник имеют древнерусскую основу. Всему этому учат в центре «Богатырская слобода», расположенном в Самарской области.
«В нашем случае цель обучения боевым искусствам — исключительно защита веры и православного отечества, — говорит отец Феоктист «МН». — Это святое, богоугодное дело. И мы не хотим иметь никакого отношения к спорту, тем более профессиональному. Как только дело доходит до выявления лучшего, человек начинает проявлять гордость и ожесточение, а это пороки. Поэтому в нашей системе единоборств всякая состязательность выведена за рамки. Нет греха применять силу ради высших целей — но грех использовать ее ради забавы».
Основатель «богатырства» утверждает, что большой спорт калечит души людей. «Молодой человек всю энергию отдал этому занятию, а после возвращению в обычную жизнь ничего не может делать, он пустой. Сколько я ни знал спортсменов — они не любят работать, за пределами тренировок и соревнований палец о палец не ударят. В спорте нет нравственного начала, позволяющего учить любви и самопожертвованию», — заключает священник.
в
Как можно быть попом и одновременно приносить боль человеку, стараясь его ударить?! В Советское время, попы на Олимпиады не ездили, да и побед от этого меньше не становилось. Похоже, один Егор молился?!
0 0
в
Гоните этих тварей! Не гнушаются ничем….
0 0
в
Федор ещё молится козлоподобным.))) Одумался бы, не был рабом…
0 0
в
Кстати, участие в чём? Тхэквандо? Православно…. Попы давно обгадились во всём…
0 0