В субботу в Лас-Вегасе прошел самый долгожданный поединок этого года: два заклятых соперника – Мэнни Пакьяо и Мануэль Маркес – встретились на ринге в третий раз, чтобы после двух спорных решений наконец безоговорочно выяснить, кто же сильнее. Ничего так и не выяснили.
Бой оправдал ожидания в смысле высочайшего уровня бокса. Но совершенно не оправдал ожиданий его итог.
Все были уверены, что 38-летний Маркес на закате карьеры не устоит перед находящимся на пике филиппинцем, который в последние годы резко прибавил в весе, скорости, мощи и мастерстве, совершил карательный рейд по дивизионам, разгромив всех сильнейших звезд бокса, и завоевал славу лучшего бойца независимо от весовых категорий. Сегодня остается лишь одна непобитая им звезда — гений защиты Флойд Мейвезер-младший, и ожидание их битвы является главной интригой в современном боксе. К слову, Маркес в бою с Мейвезером два года назад выглядел беспомощно. Поэтому никто не сомневался, что Пакьяо в этот раз уничтожит соперника.
Однако исход боя, вновь закончившего спорной победой Пакьяо по очкам, порождает новые вопросы. Не обманщик ли этот филиппинец Пакьяо? Иначе как объяснить то, что он «выжег напалмом» несколько дивизионов, но регулярно спотыкается на Маркесе?
Нет, не обманщик. Ведь Мэнни доминировал над более крупными соперниками вовсе не потому, что был мощнее их – он просто быстрее думал в ринге, был неожиданнее, точнее и потому опаснее. Они не понимали, откуда летят его удары и как от них защищаться.
Теперь посмотрим, как развивался бой Пакьяо – Маркес. Это была настоящая борьба нервов. Такие бои называют «тактическими». В этот раз Маркес не рисковал, а выманивал филиппинца на себя. Дождавшись атаки, успевал ее провалить и тут же вернуть два-три удара. И всегда оказывался точнее.
Филиппинец выглядел озадаченным. Он понимал, что его заманивают в ловушку и долго готовил атаку. Включал полную скорость, но все время не доставал – Маркес лишь чуть смещался влево и оказывался недосягаем для ударов. Простой, но эффективный прием против левши.
До 9 раунда Пакьяо не выиграл ни одного раунда. Затем он пошел ва-банк и добился определенных успехов. Если бы бой длился не 12, а 15 раундов (как в старые времена), то мог бы и «дожать» соперника. Но после финального гонга Маркес победно вскинул руки, а вот Пакмен отправился в свой угол с низко опущенной головой. Затем ушел в нейтральный угол и сел там на колени – так обычно либо молятся, либо плачут.
В этом бою многое решила психология. Тот самый фактор, который в повседневной жизни объясняет феномен манипуляции сознанием.
В первом поединке с Пакьяо в 2004 году Маркес в начальном раунде получил такую трепку, что трижды побывал на полу. То, что он сумел выжить и даже повернул ход боя вспять, означает, что за эти несколько минут он многому научился и многое понял в своем оппоненте. Такие знания, полученные с кровью и болью, остаются на всю жизнь. Они и сделали его навсегда «неудобным соперником» для Пакьяо. В чем заключается такое «неудобство»? Прежде всего в понимании алгоритма действий филиппинца: как выстроена его атака – с чего начинается, чем продолжается и заканчивается. Как выстроена оборона – в какой момент она наиболее уязвима. И просто – как устроен его процесс мышления.
Иными словами, Маркес научился «читать» Пакьяо, и теперь неважно, как быстро тот двигается или соображает – Маркес заранее предвидит его действия, чувствует их «шкурой» и находит на них самые рациональные и эффективные контраргументы.
Но у судей нашлись на его выступление они тоже есть. Ничейный вердикт 113-113 еще можно было бы принять, но победу Пакьяо 116-112 мог разглядеть только слепой.
Боб Арум, глава компании Top Rank, организовавшей поединок, после объявления вердикта что-то долго объяснял Маркесу, а тот лишь улыбался горькой усмешкой. На русский его слова они примерно переводятся так: «Старина, мы все понимаем, что ты опять выиграл. Но если отдать победу тебе, то проиграет целая огромная индустрия бокса, и особенно я. Потому что в этом случае фанаты потеряют долгожданный бой Мэнни против Мейвезера-младшего, а я потеряю десятки миллионов прибыли с этого боя».
Уверен, что Маркес поймет Арума правильно – ведь Маркес уже никогда не сможет принести таких денег как Пакьяо. Зато у Маркеса останется своя слава – слава человека, с которым так и не смог ничего поделать самый сильный боксер современности независимо от весовых категорий.
Владимир Гендлин-младший, Известия, фото: boxingscene.com