Два самых запомнившихся события сентября – это, конечно, бой без правил между Флойдом Мейуэзером и Виктором Ортисом и победа Эрика Моралеса над Пабло Сесаром Кано.
Если в испанском языке и есть эквивалент русской женской мудрости “дала – так не кайся, легла – не вертись”, то Ортис его забыл. Он преднамеренно в прыжке ударил Мейуэзера головой и продолжил атаку, но его остановил рефери. После этого Ортис стал каяться, как честная девушка, случайно оказавшаяся на панели и незнамо как проведшая там пару лет. Мейуэзер, чья фамилия переводится как “майская погода” и который явно не поверил в эту чистоту чувств, в ответ преподал Ортису свой урок, заключающийся в том, что если уж повел себя как мерзавец, так и оставайся им до конца, а не изображай пухлощекую невинность. Флойд прямо посреди покаяния двумя ударами нокаутировал Ортиса. Правда была на его стороне, но надо признать, что смотрелась она тоже довольно мерзко. Было бы, конечно, очень красиво, если бы Мейуэзер пошаркал ножкой и только потом нокаутировал Ортиса. Но в тех подворотнях, откуда они родом, ножкой не шаркают.
Зато Эрик Моралес, после восемнадцати героических лет на ринге ставший его патриархом, дравшийся с Пабло Сесаром Кано, как обычно, показал себя рыцарем без страха и упрека. И все равно победил, завоевав титул в четвертой для себя категории. Бывает праздник на улице и у порядочных людей.
3 сентября, Билокси, США
Андре Берто (США) победил в 5-м раунде ввиду отказа секунданта Яна Завека (Словения) и завоевал титул IBF в категории до 66,7 кг.
Завек оказался в том положении, в котором 1 сентября обнаружили себя домашние детишки, не закаленные в боях за формочки в детсадовских песочницах. Только что ты строил бабушке недовольные рожи, потому что хотел блинчиков, а она сделала оладушки, а тут школьные завтраки, грубые мальчишки, тетка, которая от тебя вечно чего-то хочет…
Завек последнее время сидел не то чтобы на мешочной, но на домашней диете, а тут сразу чужая Америка и очень грубый мальчишка. К чести Завека надо сказать, что он все это выдержал достойно. Берто, который вел себя как человек, у которого очень много сил, но он не знает, куда их девать, бросился на Завека, нанося сериями такие быстрые и хлесткие удары, как будто бил плетью, а не руками. При этом попадал далеко не всегда. Завек отвечал куда реже, но точнее. Безоговорочно уступив в первых двух раундах, в третьем и четвертом он стал выравнивать ситуацию, а Берто, похоже, слишком вымахался в начале. В пятом американец, которому, возможно, посоветовали поработать головой, понял это слишком буквально. Он стал все время тыкаться своей думающей конечностью в лицо Завека и еще тереться ею об него же. Случайно? Не думаю, но обратное доказать невозможно. В результате у Завека после пятого раунда “в строю” осталось ровно полглаза, а полтора из строя выбыли. Правый был посечен и полностью закрыт, а левый закрыт наполовину. Из угла Завека уже не выпустили.
10 сентября, Вроцлав, Польша
Виталий Кличко (Украина) нокаутировал в 10-м раунде Томаша Адамека (Польша) и защитил свой титул WBC в тяжелом весе.
Если бы украинские казаки так успешно сражались с польскими панами, как Кличко с Адамеком, не было бы ни объединения Украины с Россией, ни разъединения. И тогда, и сейчас многие в нынешней покинутой Украиной России относились бы к братьям Кличко куда спокойнее и не начинали бы метать ядовитые слюни при одном упоминании их имени.
Момент истины в этом бою наступил в конце первого раунда после первого же серьезного удара Виталия справа. Тогда стало ясно, что даже призрачных шансов на успех у Адамека в этом бою нет. Старший Кличко – добрый человек, говорю это абсолютно серьезно, и он не форсировал события, но его доброта только продлила мучения бедного Томаша. Хотя, с другой стороны, позволила ему продемонстрировать все его мужество, которого хватило бы на целую армию. Но на одном мужестве серьезные войны не выигрываются. Во втором раунде после серии, завершившейся правым кроссом, Адамек улетел в канаты, но рефери счет не открыл. В шестом раунде Виталий провел двойку – Адамек снова улетел в канаты, и на этот раз счет ему открыли. В десятом раунде Адамек никуда не улетел, но было ясно, что вот-вот улетит, и рефери остановил бой.
Гвадалахара, Мексика
Хуан Карлос Сальгадо (Мексика) победил по очкам Аргениса Мендеса (Доминиканская Республика) и завоевал вакантный титул IBF в категории до 59 кг.
Очень зрелищный поединок двух железных дровосеков, которые махались топорами все двенадцать раундов. Если бы рядом были деревья, они бы все полегли, но эти ребята закончили бой на ногах. Мендес, проводивший бой на чужой территории, видимо, считал, что драться надо именно так, а иначе победу не дадут. Ее и так не дали. А между тем он гораздо лучше выглядел, когда обстреливал Сальгадо с дистанции. В пятом раунде с Мендеса сняли очко, по-моему, не вполне справедливо. Начиная примерно с восьмого раунда преимущество Мендеса стало вырисовываться более отчетливо. В двенадцатом раунде во время рубки у канатов, к которым он был прижат, Мендес попал мощным левым боковым, после чего стал гонять Сальгадо по рингу. В какой-то момент мексиканец повис на руке соперника, отнять которую у него было так же легко, как бутылку у алкаша. Но отняли. Мендес пошел вперед и после серии ударов Сальгадо даже не упал, а сполз на пол, цепляясь сначала за плечи Мендеса, а потом за его штаны. Как он встал и как достоял раунд – загадка, но ему было для чего держаться. Все судьи отдали ему победу со счетом 115-110 (мои поздравления и совет обратиться к окулисту) и 114-112 (двое). Я бы отдал победу Мендесу с тем же счетом.
15 сентября, Эль-Пасо, США
Джонни Гонсалес (Мексика) нокаутировал во 2-м раунде Роджерса Мтагву (Танзания) и защитил свой титул WBC в категории до 57,2 кг.
Роджерс Мтагва наверняка иногда останавливается посреди улицы, как “пораженный божьим чудом созерцатель”, и говорит: “Я помню чудное мгновенье…” Однако вспоминает при этом не об Анне Петровне Керн, как Пушкин, а о том, как два года назад чуть не победил знаменитого Хуана Мануэля Лопеса. Но “чуть” в боксе считается меньше, чем где бы то ни было. Судьи тогда не решились отдать победу безвестному Мтагве, а чудное мгновенье больше не повторяется и “пушкинское” вдохновение на Мтагву не снисходит. Не снизошло и на этот раз. Гонсалес очень хорошо изучил его за первый раунд, а во втором уже знал, куда Мтагва двинется и что сделает, раньше, чем сам Мтагва. В результате тот все время нарывался на встречные удары. Один из них, левый боковой, нанесенный после того, как Мтагва завис, атакуя справа, и стал началом конца. Гонсалес не стал откладывать дело в долгий ящик, бросился в атаку, нанес множество ударов, боковых, апперкотов с обеих рук, а закончил все мощнейшим правым кроссом: вот тебе, Мтагва, и “чудное мгновенье”, и “мимолетное виденье”, и “гений чистой красоты” в одном флаконе.
17 сентября, Лас-Вегас
Флойд Мейуэзер нокаутировал в 4-м раунде Виктора Ортиса (оба – США) и отстоял свой титул WBC в категории до 66,7 кг.
Первые три раунда Флойд довольно легко выиграл, хотя и пропускал чуть больше, чем следовало одному из двух, наряду с Мэнни Пакиао, кандидатов на звание лучшего боксера во всех весах. В четвертом все продолжалось в том же ключе. Вел бой Мейуэзер, но Ортису удалась одна неплохая контратака. В самом конце Виктор повторил свой успех. Он опять перехватил атаку Мейуэзера и нанес довольно сильный удар справа, а потом пошел ломить стеною. Но Флойд прекрасно защищался корпусом и практически ничего серьезного больше не пропустил, хотя и был прижат к канатам. И тут Ортис в лучших традициях институтов благородных девиц (и откуда он их только знает?) нанес в прыжке очень сильный и еще более преднамеренный удар головой в лицо Флойда, а потом еще добавил рукой. Рефери остановил бой и снял с Ортиса очко за его невинность, а тот стал изображать древний библейский сюжет “возвращение блудного сына”. Он и так каялся перед Мейуэзером, и эдак. Но “папаша” не внял уговорам и прямо посреди извинений врезал “сынку” сначала слева, а потом и справа, и тот рухнул на пол непрощенным.
После боя Мейуэзера принялись ругать за неджентльменское поведение, но, по-моему, действия Ортиса были еще хуже. Он фолил в здравом уме, твердой памяти и при полном отсутствии совести. Покаяние же его было фальшивым. Просто цели он не достиг, и теперь надо было как-то вылезать из грязи. Думаю, зная Флойда, он опасался и мести. Но все-таки его недооценил. Не рассчитал, как скоро эта месть придет.
Лос-Анджелес
Саул Альварес нокаутировал в 6-м раунде Альфонсо Гомеса (оба – Мексика) и защитил свой титул WBC в категории до 69,9 кг.
Может быть, у Альвареса и нет никакой склонности к криминалу и наркоторговле, которыми славится его родина, но ход в преступный мир ему был все равно закрыт. Мексика не Ирландия, и рыжего преступника там найдут в два счета, так как люди этой масти встречаются там не намного чаще, чем зеленые человечки. Конечно, можно перекрасить волосы, но не веснушки, и Саул стал боксером.
Альварес – замечательный “истребитель-перехватчик”. Он все время находится в зоне действий соперника, выдергивает его, а потом внезапно бьет. Иногда наповал. Великолепное чувство дистанции и защита корпусом позволяют ему работать в таком стиле. Уже в первом раунде Альварес насадил Гомеса на джеб (!) и послал в нокдаун. В раундах со второго по пятый он активно ждал момента, постоянно удачно контратакуя и выигрывая каждую трехминутку. А в самом конце шестого раунда, когда Гомес атаковал, Альварес засадил-таки ему правый апперкот, от которого соперника повело. Последовали еще два правых кросса, затем атака навалом с обеих рук, и все было кончено.
24 сентября, Мексикали, Мексика
Хорхе Арсе (Мексика) нокаутировал в 4-м раунде Симпхиве Нонгкайи (Южная Африка) и отстоял свой титул WBO в категории до 55,3 кг.
И что еще важнее – рассчитался за обиду, а именно, за поражение от Нонгкайи по очкам двухлетней давности. Месть ведь слаще титулов.
В последний раз такую драку я видел в армии, когда один малый попытался украсть у другого, кстати, весьма похожего на Арсе, заныканную банку тушенки. Тогда тоже казалось, что дело может закончиться летальным исходом. Но закончилось оно тем, что победитель, хозяин тушенки, слопал ее прямо над поверженным противником. Видимо, без этого триумф не был бы полным. У Арсе был зуб на Нонгкайи почище, и уж он постарался.
Нонгкайи вышел в ринг с волосами, выкрашенными в черную и белую клетку, однако клеток было мало, и играть в шахматы на этой голове было бы сложно. На африканце были еще и клетчатые штаны, однако на них тоже нельзя было играть в шахматы, потому что там клетки были всех цветов радуги. Если Симпхиве верил в магическую силу этого узора, то он ему не помог. В конце первого раунда Арсе цапанул африканца правым кроссом и бросился добивать. После серии, закончившейся левым боковым, Нонгкайи упал. Второй и третий раунды прошли во взаимных наскоках, но Арсе был поточнее. В начале четвертого Нонгкайи ударил Арсе своей клетчатой головой в лицо, за что лишился очка и чуть не лишился жизни. Арсе набросился на него с градом ударов. Один из них, по-моему, левый боковой, попал в точку, и Нонгкайи пошатнулся. Арсе полетел вперед. Последовал еще град ударов, и снова самым сильным оказался левый боковой, после которого пришлось вмешаться рефери, чтобы мексиканец не пустил своего клетчатого противника на тушенку.
Мехико
Адриан Эрнандес (Мексика) нокаутировал во 2-м раунде Гидеона Бутелези (Южная Африка) и защитил свой титул WBC в категории до 49 кг.
Первый раунд прошел в весьма осторожных взаимных поисках уязвимых мест друг у друга. Но если Бутелези, судя по всему, ничего не обнаружил, то Эрнандес как раз нашел, что искал. Во втором раунде он стал обрушивать на голову и корпус бедного Бутелези затяжные атаки, регулярно заканчивавшиеся падениями африканца. После первого нокдауна Бутелези, возможно, подумал, что ему не нужно было выходить против Эрнандеса. После второго – что не стоило вообще приезжать в Мексику. После третьего у него в голове могла пронестись мысль, которую я когда-то видел выгравированной на стене армейского туалета: “Мама, роди меня обратно”.
25 сентября, Краснодар
Дмитрий Пирог победил в 10-м раунде Геннадия Мартиросяна (оба – Россия) ввиду отказа секунданта и отстоял свой титул WBO в категории до 72,6 кг.
Снимаю шляпу перед Геннадием Мартиросяном. Такие люди когда-то не сдали Москву, Ленинград и Сталинград, но в этом бою у него шансов не было. Дмитрий Пирог слишком превосходил соперника чуть ли не в каждом компоненте. Мартиросян верил в себя и, уже весь посеченный, просил выпустить еще на раунд, дать еще один шанс, и ему давали, пока только было можно. А потом стало нельзя.
Ну а Дмитрий Пирог прибавляет от боя к бою. Его острые и хитрые серии с запрятанным в них, как изюм в пироге, главным ударом все время прошивали защиту соперника. Опасность могла прийти отовсюду: и снизу, и сбоку, и через руку, и слева, и справа… И все это делалось с артистической легкостью. Я понимаю, что такие великолепные остроты напрашиваются сами собой, но все-таки скажу, что об этот Пирог любой нынешний средневес может обломать зубы. Осталось только найти такого, кто попытается, а то они как-то не спешат к нему в ринг, и Дмитрию приходится обращать свой незаурядный талант на своих.
Александр Беленький , СЭ, фото: boxingscene.com