Общеизвестно, что бокс помогает в обычной жизни и это касается не только умения постоять за себя. Этот вид спорта дает мужчине то, что помогает ему по-настоящему обрести себя. Мы встретились с одним из друзей Детско-юношеской школы бокса Юрия Александрова Владимиром Тупиковым. Он рассказал, какую роль сыграли занятия боксом в его жизни, о которой можно написать не одну интереснейшую статью..
Расскажите немного о себе, как состоялось Ваше знакомство с боксом.
Меня зовут Тупиков Владимир. Я родился в небольшом городке Бузулук, Оренбургской области. В 12 лет пошел заниматься боксом. Как раз через год, когда мне стукнуло 13, Юрий Александров завоевал звание чемпиона мира. Для меня, для моих сверстников это был эталон, мы гордились им, стремились стать таким как он. С большим удовольствием смотрели его бои. Я тогда и мечтать не мог, что стану другом этого замечательного спортсмена.
А где Вы занимались, кто был Вашим тренером?
Я занимался в детско-юношеской школе олимпийского резерва, тренер был у нас Вагизов. Замечательный специалист, он исповедовал так называемую школу игрового бокса. Уделял огромное внимание технике, движению. Юрий Александров как раз примерно в таком стиле боксировал. Нас учили – бокс это искусство, а не драка. Особенно мне запомнилась одна фраза нашего тренера – лучше, чтобы по вам ни разу не попали, а вы попали один раз, чем вы пропустите девять ударов и сами попадете десять. Вообще уровень занятий был очень серьезный. Кроме бокса нам давали сильную общефизическую подготовку. Мы выезжали на сборы в лагеря. И скажу вам, что там мы, боксеры, выигрывали в футбол у футболистов, в баскетбол у баскетболистов… Такой был уровень. Однажды, когда мы разгромили сборную города по футболу даже посмеялись над ними, мол, вы чем там на тренировках занимаетесь.
Может быть пора нашу сборную по футболу из боксеров набирать?
Наверное (смеется). Мы побеждали за счет рывка, подвижности и выносливости. Кроме бокса я еще занимался настольным теннисом, любимым спортом всех боксеров, стал даже КМС по нему. Эта подготовка мне очень пригодилась в армии.
Вы служили в Афганистане. Расскажите, как попали туда.
Изначально я попал служить в пограничные войска КГБ СССР, это было в 1985 году. Меня направили учиться в сержантскую школу, в Багратионовск. Там из боевого листка мы узнали о присвоении звания Героя Советского Союза пограничнику Виктору Капшуку за боевые действия в Афганистане. Нам объяснили, что и на той стороне тоже есть пограничники. Тогда мы захотели попасть туда. Руководство пообещало – кто окончит школу на «отлично», тот получит эту возможность. 8 человек из 600, в том числе и я, сдали все на «отлично», и нас отправили сначала в Среднюю Азию, а после спецподготовки – в знаменитую Керкинскую десантно-штурмовую маневренную группу. Хочу сказать, что благодаря тому, что я занимался боксом, мне давалось все достаточно легко, это помогло мне и в сержантской школе, и в тяжелых условиях подготовки. Попав в саму группу, я сначала очень волновался, что не справлюсь, но в результате, не отставал от более опытных ребят тоже благодаря тому боксерскому фундаменту.
Как проходила служба?
Мы базировались на территории СССР, недалеко от границы и на боевые операции нас перебрасывали в Афганистан. Прочесывали «зеленку», прикрывали границу с той стороны, охраняли наши спецов, устраивали засады, ликвидировали банды, которые пытались обстреливать нашу территорию. Работы было много… Все время проводили в командировках. Прилетим, отдохнем недельку, отмоемся от вшей (их полно в «зеленке» было) и опять за речку. Причем во время отдыха шла постоянная подготовка и учеба. Поэтому у нас было очень мало потерь, и нам всегда поручали самые сложные задания. Проделал путь от второго номера гранатометчика до старшины, заместителя командира 2-ой боевой группы. Горько потом было видеть, что во время войны в Чечне уроки Афганистана были забыты..
Что запомнилось больше всего?
Операция «Мельница» в мае 1987. Разведке стало известно, что в один из кишлаков «душманы» доставили реактивную пусковую установку БМ-12, чтобы обстреливать советскую территорию. Мы выдвинулись туда, к кишлаку Бала-Бокан. «Духи» очень умело воевали, это были пуштуны. Был очень тяжелый бой, погибли двое наших ребят. Задачу мы выполнили, банду разгромили, взяли много трофеев, в том числе эту установку, она сейчас находится в музее Пограничных Войск ФСБ России. В том бою я был тяжело ранен в ногу. За «Мельницу» получил и награду – Орден Боевого Красного Знамени.
Насколько тяжелым было ранение?
Три месяца лежал в госпитале, не вставая. Врачи предложили демобилизацию и инвалидность. Но я отказался, стал тренироваться, разрабатывать ногу и вернулся в строй. Здесь тоже мне помогла боксерская закалка, упорство, которое привили на тренировках.
Как дальше сложилась Ваша судьба?
После армии закончил Университет Дружбы Народов, юридический факультет. Хотел остаться в аспирантуре, но наступили лихие годы, надо было кормить семью. Сейчас тружусь адвокатом, в своем юридическом агентстве. Женат, трое детей. Младший сын родился три месяца назад, маме 44 года, как и папе! (смеется).
Как Вы познакомились с Юрием Александровым?
В июне 2005 я поехал в Англию, в Манчестер, поддержать Костю Цзю в бою с Рикки Хаттоном. Там встретился с Юрием Александровым, сначала не поверил своим глазам, это наша легенда! Завязалось общение, все – таки мы оба уральцы, это сблизило. Пришел в его школу, посмотрел на то замечательное дело, которым занимается Юрий Васильевич, сам потихоньку у него тренируюсь. По мере возможности стараюсь помогать его школе бокса. Отрадно видеть, как пацаны приходят в спортзал, не слоняются по улицам, не попадают в дурные компании. Уверен, что с такими тренерами, с таким отношением к детям, в этой школе обязательно вырастет не один настоящий чемпион!
Хочу сказать всем тем, кто когда-нибудь занимался боксом. Нам повезло, государство, в свое время, обеспечило нам хорошие условия, так давайте поможем тем ребятам, которые только начинают свой путь в боксе!
в
Спасибо, Владимир, за Афган и интервью! Сам служил в КТуркВо и тоже считаю, что мальчишки должны заниматься Боксом бесплатно. Как мы при СССР!